Белорусское общество потребителей готовится к Всемирному дню прав потребителей
_/
Белорусское общество потребителей готовится к Всемирному дню прав потребителей
10.03.2013
Пресс-релиз
ОО «Белорусское общество защиты потребителей»
Всемирный день прав потребителей впервые отмечался 15 марта 1983 года через двадцать лет после исторической речи Президента США Джона Ф. Кеннеди.
«Потребители – это все мы» – сказал Кеннеди в 1962 году.
«Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».
Кеннеди провозгласил четыре права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым правам были добавлены еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. На сегодняшний день есть восемь общепризнанных прав потребителей. И каждый год 15 марта мировая потребительская общественность отмечает Всемирный день прав потребителей.
С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День прав потребителей – 15 марта. День прав потребителей совпадает еще с одним государственным праздником в Беларуси – Днем конституции.
Всемирная организация потребителей (Consumers International), членом которой является Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», по сложившейся традиции каждый год определяет тематику Всемирного дня потребителей. В этом году этот день проходит под девизом «Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now!»).
Хотя с момента образования потребительских организаций прошло более пятидесяти лет и механизм судебной защиты прав потребителей, казалось бы, действует исправно, но все-таки существуют проблемы в судебной защите потребителей.
С момента принятия первого Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» прошло уже почти двадцать лет. Многие моменты судебной защиты потребителей обобщены, наработана огромная практика судебного разрешения споров, но все-таки остаются слабые места. И особенно это четко обозначилось, начиная с августа 2012 года, с момента принятия изменений и дополнения в Закон «О защите прав потребителей», как-то:
- Невозмещение понесенных расходов обществ потребителей, как на стадии досудебного урегулировании спора, так и по участию представителя в судебном заседании.
- Парадоксальные ситуации складываются при заключении мировых соглашений в судах, в результате которых ущемляются интересы обществ потребителей, нарушаются права юридически заинтересованных в исходе дела лиц.
Складывающаяся практика по не возмещению затрат влечет за собой задолженности у обществ потребителей по оплате аренды, коммунальным платежам, несвоевременным выплатам заработной платы и отчислений обязательных платежей в бюджет.
- Как показывает судебная практика, дела по защите прав потребителей относятся к числу наиболее длительных по рассмотрению, при этом одной из главных причин является отсутствие специализации среди судей, назначение чрезмерного количества экспертиз, длительность их проведения, хотя в большинстве случаев вопросы относятся не к области специальных знаний, а юридической оценке спора.
- Существует огромная проблема в исполнительном производстве по исполнению решений судов.
- Есть еще противоречия при рассмотрении споров по одному и тому же виду договора, к примеру, обязательного страхования. В одном случае применяется Закон «О защите прав потребителей», в другом — выносится решение с указанием, что на данные правоотношения Закон не распространяется. Причем оба решения пройдут вышестоящие судебные инстанции и будут признаны законными и обоснованными.
Аналогичная тенденция наблюдается и по спорам, связанным с качеством выполненных работ, осуществлением строительства через ЖСПК, УКСы, когда 100% финансирование осуществляется потребителями, а договор строительного подряда заключается генеральным подрядчиком с ЖСПК либо УКСом. Отказ с мотивацией отсутствие прямого договора между потребителем и генеральным подрядчиком.
В этих условиях чрезвычайно важна роль Верховного Суда, который должен обобщать судебную практику и давать рекомендации нижестоящим инстанциям, тем самым обеспечивая ее единообразие.
Объединение обычно к 15 марта подводит итоги своей деятельности за год. В ОО «БОЗП» и его организационные структуры в 2012 году обратилось около 24 тыс. потребителей, из них более чем 1900 потребителям осуществлялась досудебная и судебная защита. По нашей инициативе пополнены местные бюджеты (1млрд. 396млн.руб.), в т.ч. бюджет Минска более 694 млн. руб.
В канун Всемирного дня прав потребителей мы должны оглянуться назад и понять, чего мы достигли в сфере судебной защиты прав и интересов потребителей, что нам не удалось сделать, и что еще предстоит.
Тел.8 0172629608
E-mail:potrebitel@nsys.by
http://potrebitel.nsys.by