Пострадавшие потребители имеют право требовать не только компенсацию ущерба, но и штраф с продавца

17 августа 2012     Автор:

Судебная практика сделала резкий поворот в сторону обиженного потребителя: люди стали получать солидную прибавку к взысканным компенсациям. Как информирует Союз потребителей РФ, отныне пострадавшие клиенты вправе претендовать не только на компенсацию ущерба, но и штраф в свою пользу с продавца. Речь о 50 процентах сверху от суммы взысканной компенсации.

Прецедент создан в городе Люберцы Московской области. Действие новой нормы испытали на своем кошельке туроператоры. Отсудила же деньги по новой схеме женщина, которая неудачно отдохнула в Турции. Как сообщает пресс-служба Московского областного суда, женщину с отравлением тяжелой степени доставили на «скорой помощи» в больницу города Кемер. Затем до конца тура женщина проходила курс лечения, находясь в номере вместе со своими детьми двух и десяти лет.

Между тем даже понятие «все включено» подразумевает все-таки здоровую пищу. И по мере сил – вкусную. Как бы то ни было, если в договоре записана еда, она по умолчанию не должна быть отравой. Поэтому суд решил, что туроператор нарушил условия контракта, а женщине присуждена компенсация. «Кроме того, решением суда с туроператора за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя был взыскан штраф в размере 50 процентов от суммы присужденной в пользу потребителя», сообщает пресс-служба Московского областного суда. Особо надо обратить внимание на фразу «в добровольном порядке». По закону если продавец не пошел навстречу правому клиенту, то по суду должен будет не только возместить убытки, но и заплатить штраф – половину от присужденной компенсации.

До сих пор эта сумма шла в доход государства. Как рассказывают специалисты, порой суды даже забывали назначить такой штраф. А если и назначали, взыскивался он плохо. В общем, погоды в бюджете не делал. И ничему наших продавцов и производителей не учил.

Разворот в сторону потребителя сделал пленум Верховного суда России, принявший постановление о рассмотрении споров по защите прав потребителей. Авторы документа рассчитывают, что граждане теперь начнут более активно защищать свои права в споре с продавцами. Все-таки идея получить такую надбавку выглядит заманчиво. Естественно, у Верховного суда были и строго научные аргументы, чтобы пустить штраф на благо простых людей. Правоведы долго спорили о природе подобного штрафа.

Кстати, о туроператорах. Оказывается, что они должны возмещать стоимость путевки, если гражданин по каким-то причинам не смог поехать. Такое пояснение появилось еще зимой, в обзоре судебной практики. Вот свежий пример. В Челябинске пожилые пенсионеры купили путевку в Объединенные Арабские Эмираты, но не поехали: женщина заболела и легла в больницу. Ее муж заранее известил туристическую компанию, но та отказалась вернуть деньги. Разговоры были бесполезны, пришлось идти в суд. А тот встал на сторону клиентов: в пользу пенсионеров взыскано 68 тысяч рублей. Из них 6 тысяч – компенсация морального вреда. Если бы люди в мантии уже знали о новых правилах, они бы выплатили пенсионерам еще 34 тысячи. А так этот штраф частично ушел в доход государства, частично в пользу общественной организации по защите прав потребителей.

Другой пример: не так давно в Калининградской области женщина отсудила у туроператора 25 тысяч рублей за украденные во время экскурсии духи. Сплоховала охрана. По новым правилам клиентка получила бы дополнительно 12 тысяч 500 рублей – штраф с фирмы за отказ решить дело по-хорошему. Еще один важный момент: часто люди покупают путевку у турагента, то есть посредника. Когда возникают проблемы, агенты, порой, кивают на туроператора, а операторы на агента. Крайним же оставался человек. Пленум Верховного суда страны пояснил, что отвечать должен туроператор. Спорить больше не о чем. Этот, к слову, вопрос возник и в деле челябинских пенсионеров, и у жительницы Люберец. Но суды не дали запутать себя и людей. Другой приятный момент: как сказано в постановлении пленума, моральный вред подлежит компенсации лишь только по одному факту нарушения прав потребителя, доказывать нравственные страдания не надо.

Поделиться в соц. сетях

0
Рубрика: Рекомендации

обсуждение


оставить комментарий


   

Free WordPress Theme

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Powered by Vote It Up