Решение № 2- 891/13 по иску МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» к ООО «МАЯК»

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 апреля 2013 года

 

Тимирязевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Заборовской С.И., при секретаре Никифоренко C.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 891/13 по иску МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» к ООО «МАЯК» о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий,

УСТАНОВИЛ:

Истец МОО Общество защиты прав потребителей «ТРИУМФ» обратилось в суд с иском к ответчику ООО «МАЯК» и просит суд признать действия ООО «МАЯК» противоправными; обязать ответчика прекратить нарушения, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по экспертизе и по оплате услуг представителя в суде в размере 48 000 рублей; обязать ответчика в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средство массовой информации — Российское агентство новостей потребительского рынка «РОСПОТРЕБИНФОРМ» (www.rospotrebinform.ru) (Свидетельство- о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-45225 от 01 июня 2011г.).

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что истцом на основании п.2 ст.45 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» и в соответствии с уставом организации, 30 июля 2012 был осуществлён общественный контроль ООО «МАЯК» по адресу г. Москва, ул. Ангарская, д. 22, кор. 5 магазин «Продукты» на соблюдение прав потребителей. В ходе проведения мероприятия и сбора информации об организации, занимающейся розничной продажей пищевых продуктов, были выявлены факты грубого нарушения прав потребителей, которые были зафиксированы в Акте

Ответчик проигнорировал рекомендации общественных инспекторов по недопущению и способах устранения выявленных нарушений, а также ответчику было предложено самостоятельно устранить нарушения прав потребителей. Неоднократно разъяснялась и доводилась информация о недопущении подобных противоправных действий. Несмотря на это ответчик так и не предоставил информацию об устранении нарушений, игнорирует рекомендации потребителей, и по настоящий момент продолжает нарушать законодательство РФ.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражений не представил.

Суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон по имеющимся материалам дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в ; суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55 (ред. от 27.01.2009 года) утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, согласно которым:

5. Продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее именуются — стандарты).

7. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.

Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса Приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование. 8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая 1 предоставляется покупателю по его требованию.

  1. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
  2. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.

Продавец — индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

  1. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действии, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся Непригодными для использования по назначению;

ценy и условия приобретения товара.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

12. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего, декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

15. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

19. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования

товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

В судебном заседании установлено, Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Триумф» (далее — «истец») зарегистрирована Управлением Министерства юстиции РФ по Калужской области решением от 15.04.2011г.; запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 25.04.2011г. В соответствии с пунктом 2.1. Устава истца целью его деятельности является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защита их интересов. Деятельность истца осуществляется в Москве, Московской области и Калужской области.

Местом государственной регистрации ООО «Маяк» является: 125635, г. Москва, ул. Ангарская, д. 22, к. 5. Данный адрес находится в территориальной юрисдикции Тимирязевского районного суда города Москвы.

В процессе мероприятий общественного контроля истец выявил нарушение продавцом обязательных требований Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов, что зафиксировано в Протоколе выявленных нарушений прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля № 242-6 от 30.07.2012 и материалами фотофиксации: п. 1 ст. 9 Закона; п. 10 ПП: продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске(не указан индекс); п. 7 ПП: отсутствие в торговом зале на доступном месте соответствующего исправного и своевременно прошедшего метрологическую проверку измерительного оборудования; п. 19 ПП: отсутствуют ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника; п. 34 ПП; ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к маркировке фасованных продавцом товаров; п. 8.24 СП: реализация продукции без этикеток (или листов-вкладышей); п. 5 ст. 4, п. 5 ст. 5 Закона: продажа товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен.

Согласно статье 1 Закона Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее — «Правила продажи»).

Согласно п. 5 Правил продажи, продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее именуются — стандарты).

Согласно статье 39 Федерального Закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23 «О введении в действие Санитарных правил» с 1 января 2002 года введены в действие санитарные правила «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» (далее — «Санитарные правила»).

Согласно п. 1. статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, информация о государственной регистрации предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.

Согласно п. 7 Правил продажи для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование, которое продавец обязан содержать в исправном состоянии, своевременно и в установленном порядке проводить его метрологическую поверку.

Согласно п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Согласно п. 34 Правил продажи на расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.

Статья 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» устанавливает дополнительные требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке, согласно которым:

  1. Пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.
  2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке

 

 

пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки маркировки пищевых продуктов материалам.

  3. На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке: о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);

о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);

об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);

о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов. Особенности объема сведений, включаемых в маркировку фасованных пищевых продуктов, определяются разделом 4 ГОСТ Р 51074-2003.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов указывать информацию, предусмотренную статьей 10 Закона «О защите прав потребителей», статьей 18 Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 34 Правил продажи с учетом особенностей, предусмотренных разделом 4 ГОСТ Р 51074-2003.

Согласно п. 8.24. Санитарных правил в организациях торговли запрещается реализация продукции с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей).

Согласно п. 5 статьи 4 Закона если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно п. 5 статьи 5 Закона продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

В процессе мероприятий общественного контроля истец также выявил в продаже ответчика товары, имеющие признаки несоответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей и сделал их фотографии, подтверждающие наличие нарушений обязательных требований к товарам: Изюм: п. 11 Правил продажи; п. 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию наименования товара (наименование отсутствует); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи; п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя; п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи; п. 3.5.4 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о массе нетто, или объеме, или количестве продукта; п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.9 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации об условиях хранения пищевых продуктов; п. 4, 5 Закона; пп. 24, 34 Правил продажи; п. 3.5.10 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о сроке годности; п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.13 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к

указанию информации о дате изготовления и дате упаковывания; пп. 1, 2 ст. 10 Закона; пп. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к наличию ценника;

• Яйцо куриное: п. 11 Правил продажи; п. 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию наименования товара (наименование отсутствует); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи; п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя; п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи, п. 3.5.4 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о массе нетто, или объеме, или количестве продукта; п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.6 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о пищевой ценности продукта (пищевая ценность не указана); п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.9 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации об условиях хранения пищевых продуктов; п. 4, 5 Закона; пп. 24, 34 Правил продажи; п. 3.5.10 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о сроке годности; п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.13 ГОСТ Р 51074- 2003: нарушение требований к указанию информации о дате изготовления и дате упаковывания; пп. 1, 2 ст. 10 Закона; пп. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к наличию ценника.

Как установлено ст.ст. 492, 495 ГК РФ, по договору розничной купли- продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

В силу абз.2 п. 4 ст.7 Закона не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Согласно п. 3 ст. 10 Закона информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Согласно п. 15 Правил продажи информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными

 

правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

В силу п. 33 Правил продажи продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. За продажу товаров без необходимой документации и информации несет ответственность продавец. Согласно п. 8.24 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» (введены с 01 января 2022 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23 «О введении в действие Санитарных правил») в организациях торговли запрещена продажа товаров без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.

В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования. Требования к продукции или к связанным с ними процессам хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ).

Согласно п. 1 статьи 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации .

Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питаний компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если

содержание указанных организмов, в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Согласно п. 3 статьи 10 Закона информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

При этом на основании п. 14 Правил продажи продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение возможности его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением

информации о назначении товара, его характеристиках, условиях использования, гарантиях и т.п.

Изготовитель (исполнитель, продавец) сам должен определять необходимый объем информации сверх обязательной, предусмотренной пунктом 2 статьи 10 Закона, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень информации и способы ее доведения до потребителя могут устанавливаться постановлениями Правительства Российской Федерации, которые имеют общеобязательную силу на всей территории Российской Федерации. Указанный перечень может учитывать специфику товара (работы, услуги) и не должен противоречить перечню обязательной информации, предусмотренному пунктом 2 комментируемой статьи. Примером тому является п. 53 Правил продажи в части парфюмерно- косметических товаров, согласно которому информация о парфюмерно- косметических товарах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации). Аналогичные особенности предусмотрены п. 72 Правил продажи для изделий медицинского назначения; п. 114 — для мебели.

В отношении указанных выше товаров установлены следующие нарушения обязательных требований к товарам:

Изюм; Яйцо куриное: нарушение требований к указанию наименования товара (наименование отсутствует).

Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать наименование товара.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15^)8.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» информация об импортных непродовольственных товарах должна среди прочего содержать на русском языке наименование товара.

Согласно п. 3.5.1. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать наименование продукта. Наименование должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта наносят четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне.

Изюм; Яйцо куриное: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя.

 

Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

Согласно п. 1 статьи 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Аналогично, согласно п. 15 Правил продажи информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Учитывая это, предоставление данной информации на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации. Согласно п. 2 ст. 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) среди прочего в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Таким образом, эта информация должна быть на русском языке, указание ее на иностранном языке или буквами латинского алфавита может допускаться ГОСТами или нормативными документами в дополнение к информации на русском языке, но не как замена информации на русском языке и буквами русского алфавита.

Согласно п. 3.5.2. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указывают на языке страны его местонахождения буквами латинского алфавита, а наименование страны — на русском языке.

Таким образом, согласно Закону информация об изготовителе товаров (включая название и адрес) предоставляется потребителю на русском языке и буквами русского алфавита, а согласно ГОСТ Р 51074-2003 помимо этого юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указывают на языке страны его местонахождения буквами латинского алфавита.

Изюм; Яйцо куриное: нарушение требований к указанию информации о массе нетто, или объеме, или количестве продукта.

Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров; весе (объеме).

Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товара.

Согласно п. 3.5.4. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать массу нетто, или объем, или количество продукта.

Для жидких фасованных продуктов указывают объем, для других продуктов -массу нетто.

Массу нетто продукта указывают в г или кг, объем — в л или ел, или мл, или куб. см, или куб. дм.

Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде (в сиропе, тузлуке, маринаде, рассоле, во фруктовом или овощном соке, в бульоне и другой), помимо общей номинальной массы нетто должна быть указана номинальная масса нетто основного компонента.

Для фасованных пищевых продуктов, масса нетто или объем которых при хранении уменьшается, а также для продаваемых поштучно или «на вес» (взвешиваются в присутствии потребителя) массу нетто или объем продукта допускается не указывать.

Яйцо куриное: нарушение требований к указанию информации о пищевой ценности продукта (пищевая ценность не указана).

Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения среди прочего — о пищевой ценности.

Согласно п. 32 Правил продажи информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов).

Согласно п. 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов среди прочего должна быть указана информация на русском языке о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов).

Согласно п. 3.31. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» в пищевых продуктах определяются показатели пищевой ценности. Показатели пищевой ценности пищевых продуктов обосновываются изготовителем (разработчиком технических документов) на основе аналитических методов исследования и/или с использованием расчетного метода с учетом рецептуры пищевого продукта и данных по составу сырья.

Согласно п. 3.5.6. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать сведения о пищевой ценности (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов) в соответствии с разделом 4 ГОСТ Р 51074-2003.

Согласно разделу 4 ГОСТ Р 51074-2003 пищевая ценность обязательно должна указываться для всех пищевых продуктов за исключением мяса птицы в тушках (неупакованного в потребительскую тару)2; яиц, не упакованных в потребительскую тару ; соли поваренной пищевой, плодоовощных продуктов и картофеля свежих упакованных; чая, кофе, чайных и кофейных напитков, натуральных пищевкусовых продуктов и сухих приправ, ароматизаторов и пищевых добавок; концентратов и концентрированных основ напитков алкогольных; солодовых напитков (кроме пива), напитков на зерновом сырье, слабоалкогольных напитков; вод минеральных питьевых; искусственно минерализованных вод; пыльцы цветочной (обножки), маточного молочка и прополиса; воды питьевой фасованной (бутилированной).

Информационные (расчетные) показатели содержания питательных веществ указывают как массу углеводов, белков, жиров, макро- и микроэлементов в 100 г, или 100 мл, или 100 куб. см съедобной части продукта, а калорийность/энергетическую ценность -в килокалориях и/или килоджоулях в расчете на 100 г, или 100 мл, или 100 куб. см продукта.

Сведения о содержании белков, жиров, углеводов и калорийности/энергетической ценности приводятся в случае, если их значение в 100 г (мл, куб. см) пищевого продукта составляет не менее 2%, а для минеральных веществ и витаминов не менее 5% от рекомендуемого суточного потребления.

Изюм; Яйцо куриное: нарушение требований к указанию информации об условиях хранения пищевых продуктов.

Согласно преамбуле Закона безопасность товара — безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации.

Статья 7 Закона определяет, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.

В соответствии с п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об условиях применения и хранения продуктов питания.

Согласно п. 3.5.9. ГОСТ Р 51074-2003 условия хранения указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженной температуры, определенных влажности окружающего воздуха и светового режима и других), если в документах в соответствии с которыми изготовлены продукты, установлены требования к условиям хранения. Для консервированных продуктов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки.

Согласно п 32 Правил продажи информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения).

Согласно п. 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов среди прочего должна быть указана информация на русском языке об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения).

Изюм; Яйцо куриное: нарушение требований к указанию информации о сроке годности.

Согласно п. 4, 5 Закона на продукты питания, парфюмерно- косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Сходные положения по этому же вопросу предусмотрены и в Федеральном законе от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно ст. 16 которого при разработке новых пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны устанавливать сроки годности на те из них, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.

Согласно п. 34 Правил продажи в случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, на расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

Пункт 11 Правил продажи устанавливает требование, согласно которому продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению.

Согласно п. 24 Правил продажи товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (п. 30 Правил продажи).

Согласно п. 3.5.10. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать сведения о сроке годности. Согласно п. 2.11. ГОСТ Р 51074-2003 срок годности — это период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.

Срок годности исчисляют с даты изготовления. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.

Изюм; Яйцо куриное: нарушение требований к указанию информации о дате изготовления и дате упаковывания.

Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров о дате и месте изготовления и упаковки.

Согласно п. 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов

пищевых продуктов среди прочего должна быть указана информация на русском языке о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

Согласно п. 32 Правил продажи информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать дату изготовления и дату упаковки товара.

Согласно п. 3.5.13. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевых продуктах должна содержать сведения о дате изготовления и дате упаковывания.

Изюм; Яйцо куриное: не соблюдены требования к наличию ценника (ценники отсутствуют)

Согласно п. 1 статьи 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно п. 2 этой статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать помимо прочего цену в рублях и условия приобретения товаров. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках,» маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Таким образом, общее правило Закона говорит о необходимости указывать цену на прилагаемых к товару этикетках, маркировке, в технической документации.

Аналогично, согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров Информация в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товара.

Таким образом, если Правилами продажи для отдельных видов товаров не установлены особенности доведения до сведения потребителей информации о цене товара, то применяется общее правило Закона, согласно которому информация о цене товара должна доводиться до сведения потребителей на этикетках, маркировкой, в технической документации, прилагаемой к товарам.

Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Согласно ст. 500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, при розничной купле-продаже цена должна объявляться продавцом потребителю не только в момент оферты товара в торговом зале путем ее указания в ценнике на витрине, но и вплоть до самого момента оплаты товара и выдачи кассового чека, что возможно только при указании цены на этикетке (ценнике), прилагаемой к самому товару.

Согласно п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Правила продажи, устанавливая требования к содержанию ценника, не содержат указания на место(а) размещения ценника — на витрине; на товаре; на витрине и на товаре. Однако, по нашему мнению, п. 19 Правил продажи следует трактовать с учетом ст. 494 ГК РФ, согласно которой указание цены в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) не является обязательным. Таким образом, с учетом ст.ст. 493 и 500 ГК РФ, ценник в обязательном порядке должен размещаться на каждой единице товара и по желанию продавца дополнительно может размещаться на витрине, стеллаже и т.п. — рядом с товаром.

Пунктом 127 Правил продажи на непериодические издания вместо ценников, оформленных в соответствии с требованиями пункта 19 Правил* допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания. То есть на ценнике разрешается не указывать подпись или печать, наименование товара и дату оформления ценника, но указание цены тем не менее остается обязательным требованием, применимым к каждой единице товара.

Положения п. 1 статьи 10 Закона об обязанности продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о цене товаров, обеспечивающую возможность их правильного выбора, также следует понимать таким образом, что информация о цене на товар должна предоставляться продавцом вплоть до момента заключения договора купли-продажи, т.е. оплаты товара и выдачи кассового чека, иначе требование своевременности предоставления информации о товаре не соблюдается.

Так, потребитель должен иметь возможность проконтролировать соответствие цены на ценнике на прилавке (витрине) с ценой на товаре и момент выбора товара; проверить соответствие цены на товаре с ценой, пробиваемой в контрольно-кассовой машине в момент оплаты; и наконец — проверить соответствие цены на товаре с ценой, указанной в чеке или документе об оплате после покупки. Зачастую бывает, что цена в ценнике не соответствует цене, пробиваемой в чеке, в результате чего потребитель переплачивает за товары.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют маркировки содержащей сведения, предусмотренные законом или государственными стандартами. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Согласно статье 43 Закона за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальны предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. В соответствии со ст. 12 Закона продавец несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце). Если потребителю не предоставлена возможное! незамедлительно получить при заключении договора информацию о товар (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителе возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы возмещения других убытков.

Согласно ст. 46 Закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Рассматривая требования о взыскании расходов на юридические услуги в размере 30 ООО руб. суд находит их подлежащими удовлетворению, учитывая положения ст. 100 ГПК РФ, так же подлежат взысканию расходы затраченные истцом на экспертизу в размере 18000 руб., что подтверждено документально.

Поскольку при подаче в суд искового заявления истец освобожден от уплаты госпошлины, в порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» к ООО «МАЯК» о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий — удовлетворить.

Признать действия ООО «МАЯК» зафиксированные в акте от 30 июля 2012 года № 242-6 противоправными в отношении неопределенного круга потребителей допущенные ответчиком в сфере торгового обслуживания, а именно: п. 1 ст. 9 Закона; п. 10 ПП: продавец юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске (не указан индекс); п. 7 ПП: отсутствие в торговом зале на доступном месте соответствующего исправного и своевременно прошедшего метрологическую проверку измерительного оборудования; п. 19 ПП: отсутствуют ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника; п. 34 ПП; ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к маркировке фасованных продавцом товаров; п. 8.24 СП: реализация продукции без этикеток (или листов-вкладышей); п. 5 ст. 4, п. 5 ст. 5 Закона: продажа товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен; в отношении реализуемых товаров: Изюм: п. 11 Правил продажи; п. 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию наименования товара (наименование отсутствует); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи; п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя; п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи; п. 3.5.4 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о массе нетто, или объеме, или количестве продукта; п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.9 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации об условиях хранения пищевых продуктов; п. 4, 5 Закона; пп. 24, 34 Правил продажи; п. 3.5.10 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о сроке годности; п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.13 ГОСТ Р 51074- 2003: нарушение требований к указанию информации о дате изготовления и дате упаковывания; пп. 1, 2 ст. 10 Закона; пп. 11,19,127 Правил продажи: не соблюдены требования к наличию ценника; Яйцо куриное: п. 11 Правил продажи; п. 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию наименования товара (наименование отсутствует); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи; п. 3.5.2 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя; п. I

ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи, п. 3.5.4 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о массе нетто, или объеме, или количестве продукта; п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.6 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о пищевой ценности продукта (пищевая ценность не указана); п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.9 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации об условиях хранения пищевых продуктов; п. 4, 5 Закона; пп. 24, 34 Правил продажи; п. 3.5.10 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о сроке годности; п. 2 ст. 10 Закона; п. 32 Правил продажи; п. 3.5.13 ГОСТ Р 51074-2003: нарушение требований к указанию информации о дате изготовления и дате упаковывания; пп. 1,2 ст. 10 Закона; пп. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к наличию ценника;

Обязать ООО «МАЯК» устранить выявленные нарушения, допущенные в сфере торгового обслуживания.

Взыскать с ООО «МАЯК» в пользу МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» 48 000 руб. (сорок восемь тысяч руб.)

Обязать ООО «МАЯК» в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средство массовой информации — Российское агентство новостей потребительского рынка «РОСПОТРЕБИНФОРМ» (www.rospotrebinform.ru) (Свидетельство- о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-45225 от 01 июня 2011г. Предоставить право МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» в случае неисполнения ответчиком решения суда в части опубликован решения в 10-ти дневный срок после вступления решения суда в законную силу, довести до сведения потребителей решение суда через средство массовой информации, с дальнейшим возложением взыскания расходов с ответчика.

Взыскать с ООО «МАЯК» госпошлину в бюджет г. Москвы в размере 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение

месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тимирязевский районный суд г. Москвы.