РОСПОТРЕБИНФОРМ

Ввозить подержанную технику без разрешения производителя будет нельзя

Высший арбитражный суд меняет правила игры на рынке импорта подержанной техники. Он близок к тому, чтобы запретить ее параллельный ввоз в Россию без разрешения правообладателя. Это не означает, что договариваться придется по каждому купленному за границей автомобилю с прокатом. Как правило, производители не препятствуют этому, если возраст техники превышает несколько лет.

В конце этого года Высший арбитражный суд (ВАС) рассмотрит спор по поводу бренда Yamaha. Суд решит, должен ли импортер оборудования, уже побывавшего в употреблении, заранее получать одобрение правообладателя на ввоз техники в Россию. Поводом для рассмотрения этого вопроса послужил спор индивидуального предпринимателя (ИП) Сергея Чудова с владивосток­ской таможней.

Согласно материалам дела, весной 2010 года между бизнесменом и компанией Toyama Kaigai Boeki Co., Ltd был заключен внешнеторговый контракт. По нему весной 2011 года на территорию Таможенного союза были ввезены мотоциклы и мопеды, бывшие в употреблении, в том числе обозначенные товарным знаком Yamaha. Однако таможенники установили, что ИП не имел разрешения правообладателя на их ввоз в Россию. По мнению чиновников, это свидетельствовало о контрафактности товара, и они решили задержать его на десять рабочих дней.

В итоге товар все-таки был выпущен, так как уполномоченный импортер — ООО «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс» — не возражал против ввоза. Однако сам бизнесмен посчитал, что его права были нарушены, поскольку он понес дополнительные расходы при задержании товара на складе временного хранения. Бизнесмен обратился в суд для признания незаконным решения таможни о задержании импортируемой техники.

Суды первых трех инстанций встали на сторону ИП. Они указали, что решение приморских таможенников незаконно, поскольку не был доказан сам факт контрафакта. Однако Высший арбитраж усомнился в таком подходе. В своей предварительной позиции тройка судей ВАС посчитала, что таможня действовала правомерно, поскольку имелись признаки нарушения интеллектуальных прав.

Сегодня у многих импортеров сложилось впечатление, что таможня не допускает параллельного импорта только новых товаров. Однако по российскому праву неважно, в какой стране такой товар был впервые введен в оборот, обращает внимание партнер Goltsblat BLP Владимир Чикин. «Если товар, предназначенный для сбыта, был изготовлен сто лет назад, например автомобиль Renault 1907 модельного года, то неважно, где и когда он нашел своего покупателя в первый раз. Важно, что в Россию этот товар не ввозился ранее», — замечает юрист.

По словам юрисконсульта «ФБК-Право» Валентины Поляковой, решение спора в пользу таможни повлечет дополнительные расходы на хранение товаров в период приостановления их выпуска. Причем коснется такое постановление суда всех предпринимателей и компаний, осуществляющих параллельный импорт товаров.

Между тем такой подход несколько противоречит другому решению суда. Три года назад в деле Porsche Cayenne Высший арбитраж посчитал, что подержанный автомобиль, ввезенный в Россию без согласия правообладателя, не является контрафактом.

Сами производители не видят в этом проблемы. «При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации бывшей в употреблении продукции, произведенной под торговой маркой Yamaha, примерно 70% импортеров обращаются к нам для получения разрешения заранее, до момента подачи таможенной декларации», — рассказывает руководитель группы сертификации «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс» Виталий Акимочкин.

В подавляющем большинстве случаев компания не отказывает импортерам, рассказывает г-н Акимочкин. «Мы помогаем им, в том числе правильно указывать названия моделей, уточняем год выпуска, что в конечном итоге очень важно для правильного выбора товара потребителем. Помимо прочего, мы не препятствуем ввозу б/у продукции старше трех лет. Владивостокская таможня порой пишет нам запросы, где уведомляет нас о попытках импорта товаров без разрешения. Но в 99% случаев мы не препятствуем дальнейшему оформлению», — уверяет он.

Источник: rbcdaily.ru

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика