РОСПОТРЕБИНФОРМ

Вам хотят насчитать электроэнергию больше, чем за пол года?

СОВЕТ: НЕ СПЕШИТЕ ПЛАТИТЬ МОНОПОЛИСТАМ — ОНИ НЕ БЕДНЫЕ.

Типичная ситуация: электроснабжающая организация после составления акта о неисправности прибора учета э/э выставляет потребителю счет по средним нормативам за период с последней проверки, которая была несколько лет назад. Правомерно ли это?

Ответ: Нет, не правомерно

Согласно абз. 2 пункта 155 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530) объем безучетного потребления электрической энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния точки поставки на розничном рынке (места присоединения энергопринимающего оборудования к электрическим сетям), уровня энергопотребления и состояния приборов учета потребителя либо, если указанная проверка не была проведена по вине сетевой организации, – с даты, не позднее которой она должна быть проведена.

Ключевой момент в том, что когда проводилась последняя контрольная проверка, да и вообще когда она должна проводиться. Этот момент урегулирован абз. 2 пункта 158 названных Правил: Сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное. Вызывает опасения оговорка о том, что договором может быть предусмотрен иная периодичность. Рассматривая в данном случае потребительские отношения в контексте статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» можно сказать с уверенностью, что договора электроснабжающих организаций с потребителями не могут содержать периоды между проверками более полугода, так как это ущемит права потребителя, но не могут быть эти периоды и чаще, об этом говорит подпункт «г» пункта 50 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».

Теперь вопрос состоит в том, чья вина, что последние контрольные измерения были, скажем, два года назад. Поставщик наверняка скажет: «Инспектор приходил, Вас дома не застал, оставил уведомление в двери/ящике/под ковриком». Как минимум такой ответ вызовет улыбку… В действительности же названная выше норма Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, предписывает, что проверка приборов учета осуществляется в заранее согласованное с потребителем время.

Если провести параллель с судебным процессом, то можно смело утверждать, что каждый должен доказывать свою правоту, при этом доказыванию подлежат утверждающие факты, а не отрицающие. То есть в нашем случае энергоснабжающей организации надлежит привести доказательства:

1. Заблаговременного согласования визита к потребителю;

2. Сам факт визита (здесь может быть составлен односторонний акт с подписями двух свидетелей сторонних лиц, сразу после визита направленно уведомление с подтверждением о получении его потребителем и пр.)

Таким образом, электроснабжающая организация, в случае выявления безучетного потребления э/э, имеет право произвести перерасчет безучетной э/э по средним нормативам только за период не более полугода, предшествующий обнаружению названного факта. Иное, более длительный период может быть взят в расчет только в случае наличия доказательств несостоявшихся по вине потребителя, заранее согласованных, проверок контроля приборов учета э/э, т.е. при наличии доказательств согласования времени визита, факта визита и отсутствие (препятствие в доступе со стороны потребителя) потребителя. Ну и в довершение при условии последнего, дальнейшие действия монополиста должны быть разумными, т.е. должна иметь место новая проверка в ближайшее время.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика