Столичные власти построят за МКАД плодоовощной гиперрынок

На юге столицы появится гигантский оптово-продовольственный рынок общей площадью до 600 га. Об этом сообщил «Известиям» замглавы Департамента торговли и услуг Москвы Никита Кузнецов. Строительство объекта обойдется в десятки миллиардов рублей.

По данным ведомства, в рационе почти 50% москвичей не хватает свежих продуктов. Доставить их на полки столичных магазинов и поможет гигантский базар. «За пределами МКАДа будет оптово-продовольственный рынок по типу парижского «Ранжиса», который занимает около 200 га, а со всей оптово-логистической структурой — около 600 га, — пояснил Никита Кузнецов. — Розничные сети и магазины, а также рыночные и ярмарочные торговцы смогут закупать на нем свежую скоропортящуюся продукцию». По его словам, сейчас мясо, молоко, фрукты и овощи поступают в столичные магазины от производителя по «сложной и дорогой логистической цепочке». «Поэтому товар у нас относительно дорогой, а количество свежих скоропортящихся продуктов недостаточное», — пояснил он. 

Новый гиперрынок должен расположиться на юге Москвы. «Рассматривается южное, юго-западное и юго-восточное направление, потому что оттуда идет основной поток продовольствия из южных регионов России», — пояснил Кузнецов. Проект потребует огромных денежных вложений. «Это гигантские объемы инвестиций, оцениваемые в десятки миллиардов рублей», — добавил Кузнецов. Рынок должен быть построен в рамках программы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 годы», на которую город выделяет почти 200 млрд рублей. Для сравнения, сейчас один из крупнейших столичных оптово-продовольственных рынков — «Отрадное» — занимает площадь «всего» около 5 га.

Эксперты полагают, что торговые ряды должны появиться недалеко от Климовска, в районе пересечения Симферопольского шоссе с будущей ЦКАД. «Место удобно с точки зрения логистики», — заявила доцент кафедры национальной экономики РЭА им. Плеханова Юлия Иванова. 

В то же время сетевые магазины пока относятся к инициативе скептически. «Наши требования к продукции — это стабильные объемы и уровень качества и низкие цены, — сказал директор по корпоративным коммуникациям X5 Retail Group Михаил Сусов. — Практика показывает, что фермерская продукция не всегда может соответствовать всем этим показателям». 

Руководитель отдела внешних коммуникаций сети супермаркетов «Азбука вкуса» Игорь Ядрошников заявил, что закупки на гиперрынке можно будет рассматривать только в том случае, если «качество, стабильность и объемы поставок будут на должном уровне».

Между тем общественники считают, что на гигантском базаре должны вести продажу и совершать покупки только аккредитованные юрлица. «Если позволить покупать на рынке гражданам, он скоро превратится в точку сбыта просроченной продукции по низким ценам», — заявила председатель Московского общества защиты потребителей Надежда Головкова. По ее словам, рынок позволит снизить количество так называемых непортящихся фруктов, обработанных химикатами, которые продаются на столичных прилавках.

Сами производители считают, что с появлением новой оптовой точки цены на свежие продукты в столице снизятся. «Необходимость появления объекта обсуждалась уже несколько лет, столице нужны даже два-три таких рынка, — заявил основатель ГК «Белая дача», депутат Госдумы Виктор Семенов. — Сейчас между производителем и мелкой розницей товар проходит по цепочке трех-четырех посредников, что увеличивает его стоимость. С началом прямых покупок на новом рынке цены на свежие продукты в Москве могут снизиться на 10–20%». 

По его словам, с появлением огромного базара дороги в Москве станут свободнее. Также будет легче проследить за безопасностью продуктов и контролировать финансовые потоки. 

Виктор Семенов полагает, что строительство рынка обойдется в сумму около 30 млрд рублей. «Я уверен, что розничные сети в итоге начнут закупать продукты на оптовой точке, гигантские объемы смогут обеспечить стабильные поставки», — заявил депутат. 

Сейчас на прилавки Москвы, по данным Семенова, от российских производителей поступает свыше 50% овощей, порядка 10% фруктов, около 50% мяса и примерно 80% молочных продуктов. Он уверен, что с появлением гиперрынка процент отечественных товаров в торговых точках города повысится до 85–95%. Повезут продукты в основном из Краснодарского и Ставропольского краев, Татарстана, Поволжья и Башкортостана.