Решение по делу № 2-1923/14 Черемушкинского районного суда к ООО «Аппарель»

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
14 мая 2014 года дело № 2-1923/14
Черемушкинский районный суд в составе судьи Чурсиной С.С. при секретаре Джагарян П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» к ООО «Аппарель» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛ:
МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» обратился в суд с иском к ООО «Аппарель» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей, руководствуясь ст. 46, ст. 131-133 ГПК РФ и ст.ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», просит суд признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей следующие действия, допущенные ответчиком в сфере торгового обслуживания, а именно:
п. 9 ПП: «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» находятся в кассовой зоне); п. 19 ПП: отсутствуют ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены в рублях или иной валюте, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (на товаре AMEND — 98 87599254 SI2 отсутствует ценник); п. 1 ст. 8, п. 10 ст. 10 Закона; и. 11 ПП: предоставление недостоверной информации потребителям, введение в заблуждение (на вывески указан неверный юридический адрес); в отношении реализуемых товаров:
BORAN — 81 87600198 S12: п. 11 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя (не указан изготовитель); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера (не указан импортер); пп. 1, 2 ст. 10 Закона; пп. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к оформлению ценника (отсутствует подпись (печать) материально ответственного лица и дата утверждения цены; не указана цена в рублях или иной валюте); п. 6 Правил продажи: не указана страна производства (отсутствует перевод на русский язык); п. 1, 4 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара; п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие правил и условий эффективного и безопасного использования товаров;
AMEND — 98 87599254 S12: п. 11 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя (не указан изготовитель); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера (не указан импортер); пп. 1, 2 ст. 10 Закона; пп. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к наличию ценника (ценник отсутствует); п. 6 Правил продажи: страна производства указана неверно (отсутствует перевод на русский язык); п. 1, 4 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона; п. И Правил продажи: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара; п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие правил и условий эффективного и безопасного использования товаров; обязать ответчика устранить выявленные нарушения, допущенные в сфере торгового обслуживания; обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части реализации товаров с выявленными нарушениями; принять решение о возмещении в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Триумф» на расчетный счет № 40703810700010096056 в Акционерном коммерческом банке «ПРОБИЗНЕСБАНК» (ОАО), к/сч 30101810600000000986, БИК 044525986 всех понесенных по делу судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 15000 руб. 00 коп.; принять решение о возмещении в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Триумф» на расчетный счет № 40703810700010096056 в Акционерном коммерческом банке «ПРОБИЗНЕСБАНК» (ОАО), к/сч 30101810600000000986, БИК 044525986 всех возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела расходов на юридические услуги и подготовку искового заявления в сумме 15000 руб. 00 коп. и на оплату независимой экспертизы в сумме 18000 руб. 00 коп.; обязать ответчика в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средство массовой информации — Российское агентство новостей потребительского рынка «РОСПОТРЕБИНФОРМ» (www.rospotrebinform.ru) (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-45225 от 01 июня 2011г.). Постановить, что если ответчик не исполнит решение в части опубликования решения в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В обосновании требований истце указал, что на основании приказа Председателя Организации № ПР-ГТГФ-12-8-193 от 25.07.2012 и статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» 26.07.2012 представителями истца в соответствии со ст. 45 Закона и Уставом истца были проведены мероприятия общественного контроля за соблюдением прав потребителей — Протокол № 227-2 от 26.07.2012 в отношении ООО «Аппарель», ОГРН 5067746657590, ИНН 7717567981 по адресу г. Москва, площадь Киевского вокзала, д. 2. ТРЦ «Европейский», магазин «ALDO».
В процессе мероприятий общественного контроля истец выявил нарушение продавцом обязательных требований Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов, что зафиксировано в Протоколе выявленных нарушений прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля № 227-2 от 26.07.2012 п материалами фотофиксации: п. 9 МП: «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» находятся в кассовой зоне); н. 19 ПП: отсутствуют ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены в рублях или иной валюте, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (на товаре AMEND — 98 87599254 S12 отсутствует ценник); п. 1 ст. 8, п. 10 ст. 10 Закона; п. 11 ПП: предоставление недостоверной информации потребителям, введение в заблуждение (на вывески указан неверный юридический адрес).
В процессе мероприятий общественного контроля истец также выявил в продаже ответчика товары, имеющие признаки несоответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей и сделал их фотографии, подтверждающие наличие нарушений обязательных требований к товарам: BORAN — 81 87600198 S12: п. 11 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара); н. 1 ст. 8, II. 2 ст. К) Закона; н. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя (не указан изготовитель); п. 1 ст. 8, и. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера (не указан импортер); пи. 1, 2 ст. 10 Закона; пн. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к оформлению ценника (отсутствует подпись (печать) материально ответственного лица н дата утверждения цены; не указана цена в рублях или иной валюте); п. 6 Правил продажи: не указана страна производства (отсутствует перевод на русский язык); п. 1, 4 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара; п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие правил н условий эффективного и безопасного использования товаров; AMEND — 98 87599254 SI2: п. 11 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара); п. 1 ст. 8, и. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя (не указан изготовитель); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера (не указан импортер); ни. 1,2 ст. 10 Закона; пи. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к наличию ценника (ценник отсутствует); п. 6 Правил продажи: страна производства указана неверно (отсутствует перевод па русский язык); п. 1, 4 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара; и. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие правил и условий эффективного и безопасного использования товаров.
В отношении указанных товаров установлены следующие нарушения обязательных требований к товарам: BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара).
Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать наименование товара.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» информация об импортных непродовольственных товарах должна среди прочего содержать на русском языке наименование товара.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя; BORAN — 81 87600198 SI2; AMEND — 98 87599254 S12: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: не соблюдены требования к наличию цены и оформлению ценника.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: не указана страна производства (отсутствует перевод па русский язык).
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: отсутствие правил и условий эффективного и безопасного использования товаров.
До обращения в суд истец понес затраты, связанные с подготовкой настоящего искового заявления в сумме 15000 руб. 00 коп. (Пятнадцать тысяч рублей 00 копеек) рублей, что подтверждается вышеуказанными договором и платежным поручением, подлежащие возмещению в полном размере согласно ст. 46 Закона. Данные расходы являются связанными с делом п необходимыми для него в силу того, что у Истца полностью отсутствуют штатные работники (включая юристов), руководитель организации выполняет свои полномочия в качестве добровольца по совместительству в свободное от основной работы время и не имеет ни возможности, ни образования, чтобы самостоятельно составлять исковые заявления в суд.
До обращения в суд истец также понес расходы по проведению выездной независимой экспертизы по договору № 12-8-193 от 13.09.2012 в сумме 9000 руб. 00 коп.
(Девять тысяч рублей 00 копеек) за экспертизу каждой единицы товара * 2 проверенных товара, итого в общей сумме 18000 руб. 00 коп. (Восемнадцать тысяч рублей 00 копеек). В результате данной экспертизы выявлены нарушения обязательных требований к реализуемым Ответчиком товарам (работам, услугам), что зафиксировано в результатах экспертизы. Факт расходов на экспертизу подтверждается договором об оказании услуг по проведению экспертизы № 12-8-193 от 13.09.2012 и платежным поручением на оплату. Данные расходы являются связанными с настоящим делом, поскольку предметом экспертизы является экспертиза оказываемых Ответчиком услуг на предмет соответствия обязательным требованиям к товарам, а составленные по ее итогам документы являются доказательствами по настоящему делу. Данные расходы также являются необходимыми для данного дела в силу того, что экспертиза проведена с целью исключения предъявления необоснованного иска, а также для сбора для суда доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела в порядке исполнения своих обязанностей по ст. 56 Г П К РФ и ч.З ст. 123 Конституции РФ. Поскольку проводившие мероприятия общественного контроля представители Истца не имеют необходимого образования для того, чтобы делать выводы, на основании которых Истец вправе заявлять иск. а сам Истец как сторона дела является заинтересованным в исходе дела лицом, то привлечение независимого эксперта для проверки предварительных выводов о нарушении Ответчиком прав потребителей являлось необходимой для предъявления обоснованного иска мерой; произведенные в связи с проведением независимой экспертизы расходы являются объективно необходимыми для настоящего дела.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, неоднократно извещался о времени и месте судебного заседания (л.д. 50,54,55,56,62-63,64), однако извещения суда ответчиком игнорируются, от явку в судебное заседание отказывается. Ответчик о причинах неявки суду не сообщил, об отложении разбирательства дела не просил.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании приказа Председателя Организации № ПР- ГТГФ-12-8-193 от 25.07.2012 и статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» 26.07.2012 представителями истца в соответствии со ст. 45 Закона и Уставом истца были проведены мероприятия общественного контроля за соблюдением прав потребителей — Протокол № 227-2 от 26.07.2012 в отношении ООО «Аппарель», ОГРН 5067746657590, ИНН 7717567981 по адресу г. Москва, площадь Киевского вокзала, д. 2. ТРЦ «Европейский», магазин «ALDO».
В процессе мероприятий общественного контроля истец выявил нарушение продавцом обязательных требований Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов, что зафиксировано в Протоколе выявленных нарушений прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля № 227-2 от 26.07.2012 п материалами фотофиксации: п. 9 МП: «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» находятся в кассовой зоне); н. 19 ПП: отсутствуют ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены в рублях или иной валюте, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (на товаре AMEND — 98 87599254 S12 отсутствует ценник); п. 1 ст. 8, п. 10 ст. 10 Закона; п. 11 ПП: предоставление недостоверной информации потребителям, введение в заблуждение (на вывески указан неверный юридический адрес).
В процессе мероприятий общественного контроля истец также выявил в продаже ответчика товары, имеющие признаки несоответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей и сделал их фотографии, подтверждающие наличие нарушений обязательных требований к товарам: BORAN — 81 87600198 S12: п. 11 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара); н. 1 ст. 8, II. 2 ст. К) Закона; н. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя (не указан изготовитель); п. 1 ст. 8, и. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера (не указан импортер); пи. 1, 2 ст. 10 Закона; пн. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к оформлению ценника (отсутствует подпись (печать) материально ответственного лица н дата утверждения цены; не указана цена в рублях или иной валюте); п. 6 Правил продажи: не указана страна производства (отсутствует перевод на русский язык); п. 1, 4 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара; п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие правил н условий эффективного и безопасного использования товаров; AMEND — 98 87599254 S12: п. И Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара); п. 1 ст. 8, и. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя (не указан изготовитель); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера (не указан импортер); ни. 1, 2 ст. 10 Закона; пи. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к наличию ценника (ценник отсутствует); п. 6 Правил продажи: страна производства указана неверно (отсутствует перевод па русский язык); п. 1, 4 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара; и. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие правил и условий эффективного и безопасного использования товаров.
В отношении указанных товаров установлены следующие нарушения обязательных требований к товарам: BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара).
Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать наименование товара.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» информация об импортных непродовольственных товарах должна среди прочего содержать на русском языке наименование товара.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя; BORAN — 81 87600198 SI2; AMEND — 98 87599254 SI2: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: не соблюдены требования к наличию цены и оформлению ценника.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: не указана страна производства (отсутствует перевод па русский язык).
BORAN — 81 87600198 SI2; AMEND — 98 87599254 SI2: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: отсутствие правил и условий эффективного и безопасного использования товаров.
МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» обратился в суд с иском к ООО «Аппарель» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей.
Ст. 45 Закона предоставляет ООП право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 27.01.2009) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее — «Правила продажи»).
Согласно п. 9 Правил продажи «Правила продажи» доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме.
Согласно п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Согласно п. 1 статьи 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно п. 10 статьи 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Пункт 1 1 Правил продажи вводит дополнительное требование к форме указанной выше информации — она должна быть наглядной и доступной.
Как установлено ст.ст. 492, 495 ЕК РФ. по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую п достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара,
возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
В силу абз.2 п. 4 ст.7 Закона не допускается продажа товара, в том числе импортного товара, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Согласно п. 3 ст. 10 Закона информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Согласно п. 15 Правил продажи информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
В силу п. 33 Правил продажи продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования но назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Согласно п. 3 статьи 10 Закона информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
При этом на основании п. 14 Правил продажи продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре (работе, услуге) является обеспечение возможности его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его характеристиках, условиях использования, гарантиях и т.п.
Изготовитель (исполнитель, продавец) сам должен определять необходимый объем информации сверх обязательной, предусмотренной пунктом 2 статьи 10 Закона, памятуя о своей ответственности за неполноту предоставленной информации в соответствии с Законом. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень информации и способы ее доведения до потребителя могут устанавливаться постановлениями Правительства Российской Федерации, которые имеют общеобязательную силу на всей территории Российской Федерации. Указанный перечень может учитывать специфику товара (работы, услуги) и не должен противоречить перечню обязательной информации, предусмотренному пунктом 2 комментируемой статьи. Примером тому является п. 53 Правил продажи в части парфюмерно-косметических товаров, согласно которому информация о парфюмерно-косметических товарах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации). Аналогичные особенности предусмотрены п. 72 Правил продажи для изделий медицинского назначения: п. 114 — для мебели.
Судебная практика исходит из того, что потребителю достоверная и точная информация должна быть предоставлена вместе с приобретаемым товаром, а не устанавливаться потребителем самостоятельно посредством сопоставления различных документов.
Согласно Определению Московского городского суда от 02.06.2011 по делу № 33- 16644 бремя доказывания того обстоятельства, что необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность правильного выбора, предоставлена потребителю, возлагается на изготовителя (исполнителя, продавца).
В отношении указанных в настоящем иске товаров установлены следующие нарушения обязательных требований к товарам:
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара).
Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать наименование товара.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» информация об импортных непродовольственных товарах должна среди прочего содержать на русском языке наименование товара.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя;
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера.
Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Согласно п. 1 статьи 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Аналогично, согласно п. 15 Правил продажи информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
Согласно 1 Установлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Учитывая это. предоставление данной информации на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации. Согласно п. 2 ст. 10 Закона информация о товарах (работах, услугах) среди прочего в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя. продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Таким образом, эта информация должна быть на русском языке, указание ее на иностранном языке или буквами латинского алфавита может допускаться ГОСТами или нормативными документами в дополнение к информации на русском языке, но не как замена информации на русском языке и буквами русского алфавита.
Таким образом, согласно Закону информация об изготовителе товаров (включая название и адрес) предоставляется потребителю на русском языке и буквами русского алфавита.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: не соблюдены требования к наличию цены и оформлению ценника.
Согласно п. 1 статьи 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно п. 2 этой статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать помимо прочего цену в рублях п условия приобретения товаров. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Таким образом, общее правило Закона говорил о необходимости указывать цену на прилагаемых к товару этикетках, маркировке, в технической документации.
Аналогично, согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товара.
Таким образом, если Правилами продажи для отдельных видов товаров не установлены особенности доведения до сведения потребителей информации о цене товара, то применяется общее правило Закона, согласно которому информация о цене товара должна доводиться до сведения потребителей на этикетках, маркировкой, в технической документации, прилагаемой к товарам.
Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Согласно ст. 500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Таким образом, при розничной купле-продаже цена должна объявляться продавцом потребителю не только в момент оферты товара в торговом зале путем ее указания в ценнике на витрине, но и вплоть до самого момента оплаты товара и выдачи кассового чека, что возможно только при указании цены на этикетке (ценнике), прилагаемой к самому товару.
Согласно п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Правила продажи, устанавливая требования к содержанию ценника, не содержат указания на место(а) размещения ценника — на витрине; на товаре; на витрине и на товаре. Однако, по нашему мнению, п. 19 Правил продажи следует трактовать с учетом ст. 494 ГК РФ. согласно которой указание цены в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) не является обязательным. Таким образом, с учетом ст.ст. 493 и 500 ГК РФ. ценник в обязательном порядке должен размещаться на каждой единице товара и по желанию продавца дополнительно может размещаться на витрине, стеллаже и т.п. — рядом с товаром.
Пунктом 127 Правил продажи на непериодические издания вместо ценников, оформленных в соответствии с требованиями пункта 19 Правил, допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания. То есть на ценнике разрешается не указывать подпись или печать, наименование товара и дату оформления ценника, но указание цены тем не менее остается обязательным требованием, применимым к каждой единице товара.
Положения п. 1 статьи 10 Закона об обязанности продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о цене товаров, обеспечивающую возможность их правильного выбора, также следует понимать таким образом, что информация о цене на товар должна предоставляться продавцом вплоть до момента заключения договора купли-продажи, т.е. оплаты товара и выдачи кассового чека, иначе требование своевременности предоставления информации о товаре не соблюдается.
Гак, потребитель должен иметь возможность проконтролировать соответствие цены на ценнике на прилавке (витрине) с ценой на товаре в момент выбора товара; проверить соответствие цены на товаре с ценой, пробиваемой в контрольно-кассовой машине в момент оплаты; и наконец — проверить соответствие цены на товаре с ценой, указанной в чеке или документе об оплате после покупки. Зачастую бывает, что цена в ценнике не соответствует цене, пробиваемой в чеке, в результате чего потребитель переплачивает за товары.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: не указана страна производства (отсутствует перевод па русский язык).
Согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации ог 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» информация об импортных непродовольственных товарах должна содержать следующие сведения на русском языке: наименование товара; наименование страны, фирмы- изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита) и пр. Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках — вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Согласно п. 6 Правил продажи товаров по образцам продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, а также о товарах и их изготовителях в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»; информация о товарах (для импортных товаров — на русском языке) и их изготовителях должна содержать место нахождения (юридический адрес)…, для импортного товара — наименование страны происхождения товара.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара.
Согласно п. 1 статьи 5 Закона на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара).
Согласно п. 4 статьи 5 Закона на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров: срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товара.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» с 1 июля 1998 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.
Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать помимо прочего сведения о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках импортного непродовольственного товара.
Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках — вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Согласно п. 1 ст. 26.1 Закона продавцом до заключения договора дистанционной купли-продажи товара среди прочего должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара.
Согласно п. 4 ст. 12 Закона при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Таким образом, информация о назначении товара является обязательной для всех товаров, поскольку от назначения товара зависит целый ряд прав потребителя для всех товаров. Производитель (импортер, продавец) не вправе ссылать на очевидность назначения, потребительских свойств и характеристик того или иного товара.
BORAN — 81 87600198 S12; AMEND — 98 87599254 S12: отсутствие правил и условий эффективного и безопасного использования товаров.
Согласно п.2 ст. 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать правила и условия эффективного н безопасного использования товаров.
Аналогичное требование предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам», Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств».
Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать правила н условия эффективного и безопасного использования товара.
Согласно п. 16.2 Методических указаний по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве» продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать правила и условия эффективного и безопасного использования товара.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.1997 № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» с 1 июля 1998 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.
Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать помимо прочего правила и условия эффективного и безопасного использования импортного непродовольственного товара.
Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках — вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Таким образом. Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных статьей 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как усматривается из материалов дела, до обращения в суд истец понес затраты, связанные с подготовкой настоящего искового заявления в сумме 15000 руб. 00 коп. рублей.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из искового заявления усматривается, что истец просит суд взыскать с ответчика 15 000 рублей в качестве компенсации расходы по оплате услуг представителя, а также 15 000 рублей в качестве компенсации расходов по оплате услуг по составлению искового заявления.
Суд. принимая во внимание принцип разумности, а также учитывая фактическое участие представителя в судебном разбирательстве, суд полагает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплату юридических услуг в размере 15 000 рублей
Также, из материалов дела следует, что до обращения в суд истец также понес расходы по проведению выездной независимой экспертизы по договору № 12-8-193 от 13.09.2012 в сумме 9000 руб. 00 коп. за экспертизу каждой единицы товара * 2 проверенных товара, итого в общей сумме 18000 руб. 00 коп.. В результате данной экспертизы выявлены нарушения обязательных требований к реализуемым Ответчиком товарам (работам, услугам), что зафиксировано в результатах экспертизы. Факт расходов на экспертизу подтверждается договором об оказании услуг по проведению экспертизы № 12-8-193 от 13.09.2012 и платежным поручением на оплату.
Таким образом, суд полагает, что с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию судебные расходы по оплате экспертизы в размере 18 000 рублей.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Так, учитывая, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, а также учитывая, что истцом были заявлены не материальные требования, то с ответчика в бюджет города Москвы подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать действия ООО «Аппарель» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, допущенные ответчиком в сфере торгового обслуживания, а именно: п. 9 ПП: «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» находятся в кассовой зоне); п. 19 ПП: отсутствуют ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены в рублях или иной валюте, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (на товаре AMEND — 98 87599254 S12 отсутствует ценник); п. 1 ст. 8, п. 10 ст. 10 Закона; п. 11 ПП: предоставление недостоверной информации потребителям, введение в заблуждение (на вывески указан неверный юридический адрес); в отношении реализуемых товаров: BORAN — 81 87600198 S12: п. 11 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя (не указан изготовитель); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера (не указан импортер); пп. 1, 2 ст. 10 Закона; пп. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к оформлению ценника (отсутствует подпись (печать) материально ответственного липа и дата утверждения цены; не указана цена в рублях или иной валюте); п. 6 Правил продажи: не указана страна производства (отсутствует перевод на русский язык); п. 1, 4 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара; п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие правил и условий эффективного и безопасного использования товаров; AMEND — 98 87599254 S12: п. 11 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования товара (отсутствует наименование товара); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения изготовителя (не указан изготовитель); п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 10 Закона; п. 15 Правил продажи: нарушение требований к указанию наименования и местонахождения импортера (не указан импортер); пп. 1, 2 ст. 10 Закона; пп. 11, 19, 127 Правил продажи: не соблюдены требования к наличию ценника (ценник отсутствует); п. 6 Правил продажи: страна производства указана неверно (отсутствует перевод на русский язык); п. 1, 4 ст. 5, п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие информации о назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках товара; п. 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи: отсутствие правил и условий эффективного и безопасного использования товаров.
Обязать ответчика устранить выявленные нарушения, допущенные в сфере торгового обслуживания.
Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части реализации товаров с выявленными нарушениями.
Взыскать с ООО «Аппарель» в пользу МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей, расходы на проведение экспертизы в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей, а всего 33 000 (тридцать три тысячи) рублей,.
Обязать ООО «Аппарель» довести до сведений потребителей решение суда через средство массовой информации — Российское агентство новостей потребительского рынка «РОСПОТРЕБИНФОРМ», в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда в течение указанного времени после вступления решения суда в законную силу, МОО Общества защиты прав потребителей «ТРИУМФ» вправе совершить указанные действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов, в остальной части отказать.
Взыскать с ООО «Аппарель» пошлину в доход бюджета г. Москвы в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской
суд в течении одного месяца.