Решение № 2-7005/14 Тушинского районного суда к ООО «ДЕБЮТ»

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
18 декабря 2014 года г.Москва
Тушинский районный суд г. Москвы в составе: председательствующего судьи Колмыковой И.Б., при секретаре Лупаниной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7005/14 по иску Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Единство» к ООО «ДЕБЮТ» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц,
установил:
Истец Межрегиональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей «Единство» обратился в суд с иском к ответчику ООО «ДЕБЮТ» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц, указывая в его обоснование, что в ходе мероприятий общественного контроля общественным контролером, совместно с экспертом выявлены нарушения продавцом обязательных требований Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов, которые сфотографированы 02.07.2014 в период времени с 14 ч. 00 мин. по 15 ч. 00 мин., зафиксированы в Информации № 02-03 от 02.07.2014 и подтверждаются служебной запиской общественного контролера, письменными показаниями эксперта, актом осмотра эксперта, экспертным заключением.
В процессе мероприятий общественного контроля истец в лице своего общественного контролера Крылова Константина Игоревича выявил нарушение продавцом обязательных требований Закона и принятых в соответствии с ним, нормативных актов1, что зафиксировано в Информации о выявленных нарушениях прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля № 02-03 от 02.07.2014 (далее — «Информация»), акте осмотра № 02-03 от 02.07.2014 и подтверждается материалами фотофиксации:
В ходе общественного контроля ответчику было предложено ознакомиться с Информацией, сделать ее копии и подписать, однако его представитель отказался; ответчик имел возможность представить свои возражения истцу письменно по почте, через электронную почту или специальную форму на сайте. Требовать ознакомления с Информацией и ее подписанием контролер был не вправе в силу прямого запрета в статье 45 Закона.
Для фиксации факта проведения мероприятий общественного контроля и выявленных нарушений, контролером была сделана запись в книге жалоб и предложений. В силу прямого требования п. 8 действующей «Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания», утв. Приказом Минторга СССР от 23.07.1973 N 139), руководитель предприятия или его заместитель обязаны в двухдневный срок рассмотреть внесенную в Книгу жалоб и предложений запись, внимательно разобраться в существе вопроса, принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе предприятия или осуществлению приемлемых предложений.
В отношении указанных в настоящем иске нарушений продавца установлены следующие нарушения обязательных требований законодательства.
В нарушение п. 9 Правил продажи «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» отсутствуют).
Согласно п. 9 Правил продажи текст «Правил продажи» доводится продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме.
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи: продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителя наименование своей организации (отсутствует вывеска).
Согласно п. 1 статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи: продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске (отсутствует вывеска).
Согласно п. 1 статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.
В нарушение п. 1 ст. 9, ст. 11 Закона; п. 10 Правил продажи продавец не доводит до сведения потребителей на вывеске режим его работы (отсутствует вывеска).
Согласно п. 1. статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно статье 11 Закона режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.
Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, информация о государственной регистрации предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.
В нарушение п. 7 Правил продажи в торговом зале на доступном месте отсутствует соответствующее исправное и своевременно прошедшее метрологическую поверку измерительное оборудование (контрольные весы отсутствуют).
Согласно п. 7 Правил продажи для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование, которое продавец обязан содержать в исправном состоянии, своевременно и в установленном порядке проводить его метрологическую поверку.
В нарушение п. 19 Правил продажи ценник не заверен печатью или подписью материально ответственного лица.
Согласно п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В нарушение ст. 8 Закона; п. 10, 11 Правил продажи информация для потребителей размещается в неудобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах (уголок потребителя отсутствует).
Согласно статье 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах
обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Согласно п. 10 Правил продажи продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Так же в процессе мероприятий общественного контроля истец в лице своего общественного контролера Крылова Константина Игоревича выявил в продаже ответчика товары, имеющие признаки несоответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей и сделал их фотографии, подтверждающие наличие нарушений обязательных требований к товарам, что зафиксировано в Информации о выявленных нарушениях прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля № 02-03 от 02.07.2014, акте осмотра № 02-03 от 02.07.2014 и материалами фотофиксации:
Котлеты рыбные (6):
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции);
Горбуша балык х/к:
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная
маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции);
Саварин х\к:
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица); нарушения обязательных требований к товарам:
Котлеты рыбные (6) — не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица).
Горбуша балык х/к — не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица).
Саварин х\к — не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица).
Согласно п. 1 статьи 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно п. 2 этой статьи информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать помимо прочего цену в рублях и условия приобретения товаров. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Таким образом, общее правило Закона говорит о необходимости указывать цену на прилагаемых к товару этикетках, маркировке, в технической документации.
Аналогично, согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товара.
Согласно п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.
В соответствии с письмом Роскомторга от 13 марта 1995 г. N 1- 304/32-2 «О порядке оформления ценников на реализуемые товары» на ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой. Таким образом, любое зачеркивание информации на ценнике, включая сам реквизит цены и указание нового, является нарушением.
Котлеты рыбные (6) — на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции).
Горбуша балык х/к — на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции).
Саварин х\к — на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции).
До обращения в суд истец понес затраты, связанные с подготовкой настоящего искового заявления в сумме 10000 рублей, что подтверждается вышеуказанными договором и платежным поручением, подлежащие возмещению в полном размере согласно ст. 46 Закона. Данные расходы являются связанными с делом и необходимыми для него в силу того, что у Истца полностью отсутствуют штатные работники (включая юристов), руководитель организации выполняет свои полномочия в качестве добровольца по совместительству в свободное от основной работы время и не имеет ни возможности, ни образования, чтобы самостоятельно составлять исковые заявления в суд.
До обращения в суд истец также понес расходы по проведению выездной независимой экспертизы по договору № НЭ-13-84 от 01.07.2014 в сумме: выезд на место исследования — 10 000 рублей; осмотр и исследование товаров (до десяти) — 10 000 рублей; осмотр и исследование условий реализации и оказываемых услуг в сфере торгового обслуживания — 5 000 рублей, итого в общей сумме 25 000 рублей. В результате данной экспертизы выявлены нарушения обязательных требований к реализуемым Ответчиком товарам (работам, услугам), что зафиксировано в результатах экспертизы. Факт расходов на экспертизу подтверждается договором об оказании услуг по проведению экспертизы № НЭ-13-84 от 01.07.2014 и платежным поручением на оплату.
Просит суд признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей следующие действия, допущенные ответчиком в сфере торгового обслуживания:
В нарушение п. 9 Правил продажи «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» отсутствуют);
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителя наименование своей организации (отсутствует вывеска);
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске (отсутствует вывеска);
В нарушение п. 1 ст. 9, ст. 11 Закона; п. 10 Правил продажи продавец не доводит до сведения потребителей на вывеске режим его работы (отсутствует вывеска);
В нарушение п. 7 Правил продажи в торговом зале на доступном месте отсутствует соответствующее исправное и своевременно прошедшее метрологическую поверку измерительное оборудование (контрольные весы отсутствуют);
В нарушение п. 19 Правил продажи ценник не заверен печатью или подписью материально ответственного лица;
В нарушение ст. 8 Закона; п. 10, 11 Правил продажи информация для потребителей размещается в неудобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах (уголок потребителя отсутствует); в отношении реализуемых товаров: Котлеты рыбные (6):
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции); Горбуша балык х/к:
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции); Саварин х\к:
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица); 23. В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции);
Обязать ответчика устранить выявленные нарушения, допущенные в сфере торгового обслуживания;
Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части реализации товаров с выявленными нарушениями;
Принять решение о возмещении в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Единство» на расчетный счет № 40703810300010900077 в ФИЛИАЛЕ НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Владимир, к/сч 30101810200000000761, БИК 041708761 понесенных по делу убытков по оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей;
Принять решение о возмещении в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Единство» на расчетный счет № 40703810300010900077 в ФИЛИАЛЕ НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Владимир, к/сч 30101810200000000761, БИК 041708761 возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела расходов на юридические услуги и подготовку искового заявления в сумме 10000 рублей и на оплату независимой экспертизы в сумме 25 000 рублей;
Обязать ответчика в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средство массовой информации — Российское агентство новостей потребительского рынка «РОСПОТРЕБИНФОРМ»
fwww.rospotrebinform.ru) (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77- 45225 от 01 июня 2011г.);
Постановить, что если ответчик не исполнит решение в части опубликования решения в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В судебном заседании представители истца Краснов С.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика ООО «ДЕБЮТ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще
по месту нахождения юридического лица, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Статьей 34 ГПК РФ определен состав лиц, участвующих в деле. Лицами, участвующими в деле, являются, в частности, стороны, третьи | лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.
В силу ч.З ст. 167 ГК РФ Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На основании ст.6 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Также суд учитывает характер спорных правоотношений, длительность нахождения дела в суде, положения ГПК РФ, в соответствии с которыми осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе права истца на своевременное рассмотрение гражданского дела (ст. 2 ГПК РФ), процессуальный срок рассмотрения гражданского дела (иск предъявлен 07 октября 2014 года), и считает, что данные обстоятельства позволяют суду рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика ООО «ДЕБЮТ».
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив в совокупности и взаимозависимости собранные по делу доказательства, суд находит иски подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Межрегиональная общественная организация потребителей «Общество защиты прав потребителей «Единство» (далее — «истец») зарегистрирована Управлением Министерства юстиции РФ по Москве решением от 05.07.2012г.; запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 10.07.2012г.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава истца целью его деятельности является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защита их интересов. Деятельность истца осуществляется в Москве, Московской области, Владимирской области (п. 1.10 Устава).
На основании приказа Председателя Организации № ПР-ПТФ-13-2- 270 от 30.06.2014, Устава МООП «ОЗПП «Единство» и статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — «Закон») и Поручением на проведение мероприятий общественного контроля 02.07.2014 общественный контролер истца Крылов Константин Игоревич в соответствии со ст. 45 Закона и Уставом истца проводил мероприятия общественного контроля за соблюдением прав потребителей Информация № 02-03 от 02.07.2014 в отношении ООО «ДЕБЮТ» ОГРН 1097746420672, ИНН 7730612922 (далее — «продавец», «ответчик») по адресу г. Москва, Грузинский пер., д. 3.
В ходе общественного контроля со стороны продавца присутствовал его представитель — продавец Елена.
На основании ст.ст. 35, 102, 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус г. Москвы Маркова О.Б. в порядке обеспечения доказательств по будущему делу назначила товароведческую экспертизу реализуемых ООО «ДЕБЮТ» пищевых продуктов и оказываемых им услуг в сфере розничной торговли по месту их реализации (осуществления) и поручила ее ЧУ «Бюро независимых экспертиз».
Эксперту были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ, он предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за заведомо ложное экспертное заключение.
В ходе мероприятий общественного контроля общественным контролером, совместно с экспертом выявлены нарушения продавцом обязательных требований Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов, которые сфотографированы 02.07.2014 в период времени с 14 ч. 00 мин. по 15 ч. 00 мин., зафиксированы в Информации № 02-03 от 02.07.2014 и подтверждаются служебной запиской общественного контролера, письменными показаниями эксперта, актом осмотра эксперта, экспертным заключением.
В процессе мероприятий общественного контроля истец в лице своего общественного контролера Крылова Константина Игоревича выявил нарушение продавцом обязательных требований Закона и принятых в соответствии с ним, нормативных актов, что зафиксировано в Информации о выявленных нарушениях прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля № 02-03 от 02.07.2014 (далее — «Информация»), акте осмотра № 02-03 от 02.07.2014 и подтверждается материалами фотофиксации.
Так, в нарушение п. 9 Правил продажи «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» отсутствуют); в нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителя наименование своей организации (отсутствует вывеска); в нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске (отсутствует вывеска); в нарушение п. 1 ст. 9, ст. 11 Закона; п. 10 Правил продажи продавец не доводит до сведения потребителей на вывеске режим его работы (отсутствует вывеска); в нарушение п. 7 Правил продажи в торговом зале на доступном месте отсутствует соответствующее исправное и своевременно прошедшее метрологическую поверку измерительное оборудование (контрольные весы отсутствуют); в нарушение п. 19 Правил продажи ценник не заверен печатью или подписью материально ответственного лица; в нарушение ст. 8 Закона; п. 10, 11 Правил продажи информация для потребителей размещается в неудобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах (уголок потребителя отсутствует).
Эксперт и общественный контролер об административной и уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний предупреждены, в чем подписались.
В силу статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 этой же статьи, общественные объединения потребителей, которым в соответствии с Уставом является и истец по настоящему делу, в т.ч. вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, а также вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей, группы потребителей или неопределенного круга потребителей. Составляя Информацию и делая покупку товара, общественный контролер действовал в соответствии с уставом истца и статьей 45 Закона.
Единственное законное ограничение общественного контроля истца как общественного объединения потребителей — запрет требовать от продавца представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом, нарушено не было.
Таким образом, добытые при общественном контроле истцом доказательства получены в установленном законом порядке надлежащим образом уполномоченными лицами законным путем и являются надлежащими и допустимыми и в силу п. 2 ст. 55 ГПК РФ имеют юридическую силу и могут быть положены в основу решения суда.
Составленная ОЗПП «Единство» Информация представляет собой письменную форму фиксации сведений (информации) о фактах нарушений прав потребителей и получена в предусмотренном статьей 45 Закона порядке в ходе мероприятий общественного контроля, а потому является допустимым доказательством по делу. Участие в составлении Информации эксперта как независимого лица, также подтверждает его допустимость как доказательства.
В ходе общественного контроля ответчику было предложено ознакомиться с Информацией, сделать ее копии и подписать, однако его представитель отказался; ответчик имел возможность представить свои возражения истцу письменно по почте, через электронную почту или специальную форму на сайте. Требовать ознакомления с Информацией и ее подписанием контролер был не вправе в силу прямого запрета в статье 45 Закона.
Для фиксации факта проведения мероприятий общественного контроля и выявленных нарушений, контролером была сделана запись в книге жалоб и предложений. В силу прямого требования п. 8 действующей «Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания», утв. Приказом Минторга СССР от 23.07.1973 N 139), руководитель предприятия или его заместитель обязаны в двухдневный срок рассмотреть внесенную в Книгу жалоб и предложений запись, внимательно разобраться в существе вопроса, принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе предприятия или осуществлению приемлемых предложений.
Для фиксации даты, времени, места и факта нарушений в ходе общественного контроля была осуществлена покупка товара, что подтверждается кассовым чеком. В силу ст. 493 ГК РФ кассовый чек считается безусловным доказательством заключения договора розничной купли-продажи товара в день рассматриваемых событий. Возражений по факту покупки, оспаривания действий контролера со стороны продавца не последовало. Право проводить покупку товара у контролера имеется как у представителя общественного объединения потребителей, которое в ходе мероприятий общественного контроля в силу ст. 45 Закона обладает правами потребителей, в т.ч. правом покупать товары.
Составленный по результатам общественного контроля документ и показания свидетелей являются достаточными доказательствами факта совершения ответчиком противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей и решения суда, обязывающего ответчика прекратить эти действия.
Согласно п. 4 ст. 13 Закона продавец освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, только в том случае, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на продавце. Однако, ни в ходе общественного контроля, ни позднее ответчиком не представлены доказательства в подтверждение обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, нарушение которых зафиксировано в ходе общественного контроля истцом и независимой экспертизой.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Таким образом, поскольку федеральным законом установлено, что истец не обязан доказывать суду факт нарушения ответчиком обязательных требований, то это не требуется и в силу ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бремя доказывания того обстоятельства, что необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность правильного выбора, предоставлена потребителю, возлагается на изготовителя (исполнителя, продавца).
В связи с этим, поскольку истец не несет бремени доказывания нарушений продавца, любые недостатки и недочеты представленных истцом суду доказательств, не имеют правового значения.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
Согласно статье 1 Закона Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня
продовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее — «Правила продажи»).
Согласно п. 5 Правил продажи, продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.
Согласно статье 39 Федерального Закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23 «О введении в действие Санитарных правил» с 1 января 2002 года введены в действие санитарные правила «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» (далее — «Санитарные правила»).
В отношении указанных в настоящем иске нарушений продавца установлены следующие нарушения обязательных требований законодательства.
В нарушение п. 9 Правил продажи «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» отсутствуют).
Согласно п. 9 Правил продажи текст «Правил продажи» доводится продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме.
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи: продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителя наименование своей организации (отсутствует вывеска).
Согласно п. 1 статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи: продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске (отсутствует вывеска).
Согласно п. 1 статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.
В нарушение п. 1 ст. 9, ст. 11 Закона; п. 10 Правил продажи продавец не доводит до сведения потребителей на вывеске режим его работы (отсутствует вывеска).
Согласно п. 1. статьи 9 Закона продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно статье 11 Закона режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.
Согласно п. 10 Правил продажи информация о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте ее нахождения (юридический адрес), режиме работы, информация о государственной регистрации предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также сведения о лицензировании деятельности продавца размещается в удобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах.
В нарушение п. 7 Правил продажи в торговом зале на доступном месте отсутствует соответствующее исправное и своевременно прошедшее метрологическую поверку измерительное оборудование (контрольные весы отсутствуют).
Согласно п. 7 Правил продажи для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование, которое продавец обязан содержать в исправном состоянии, своевременно и в установленном порядке проводить его метрологическую поверку.
В нарушение п. 19 Правил продажи ценник не заверен печатью или подписью материально ответственного лица.
Согласно п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В нарушение ст. 8 Закона; п. 10, 11 Правил продажи информация для потребителей размещается в неудобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах (уголок потребителя отсутствует).
Согласно статье 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Согласно п. 10 Правил продажи продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Так же в процессе мероприятий общественного контроля истец в лице своего общественного контролера Крылова Константина Игоревича выявил в продаже ответчика товары, имеющие признаки несоответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей3 и сделал их фотографии, подтверждающие наличие нарушений обязательных требований к товарам, что зафиксировано в Информации о выявленных нарушениях прав потребителей в ходе мероприятий общественного контроля № 02-03 от 02.07.2014, акте осмотра № 02-03 от 02.07.2014 и материалами фотофиксации:
Котлеты рыбные (6):
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции); Горбуша балык х/к:
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции);
Саварин х\к:
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции).
Как установлено ст.ст. 492, 495 ГК РФ, по договору розничной купли- продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
Согласно п. 1 статьи 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 статьи 10 Закона информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно п. 3 статьи 10 Закона информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Согласно п. 15 Правил продажи информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
При этом на основании п. 14 Правил продажи продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов.
В силу п. 33 Правил продажи продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. За продажу товаров без необходимой документации и информации несет ответственность продавец. Согласно п. 8.24 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» (введены с 01 января 2022 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23 «О введении в действие Санитарных правил») в организациях торговли запрещена продажа товаров без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.
В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования. Требования к продукции или к связанным с ними
процессам хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному нению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ). г Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» устанавливает, что основной задачей предоставления информации о товаре, работе, услуге) является обеспечение возможности его компетентного выбора. Компетентность выбора обеспечивается предоставлением информации о назначении товара, его характеристиках, условиях использования, гарантиях и т.п.
Потребителю достоверная и точная информация должна быть предоставлена вместе с приобретаемым товаром, а не устанавливаться потребителем самостоятельно посредством сопоставления различных документов.
В отношении указанных в настоящем иске товаров установлены следующие нарушения обязательных требований к товарам: Котлеты рыбные (6) — не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица).
Горбуша балык х/к — не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица).
Саварин х\к — не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица).
Согласно п. 1 статьи 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно п. 2 этой статьи информация о товарах (работах, ‘ услугах) в обязательном порядке должна содержать помимо прочего цену в рублях и условия приобретения товаров. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Таким образом, общее правило Закона говорит о необходимости указывать цену на прилагаемых к товару этикетках, маркировке, в технической документации.
Аналогично, согласно п. 11 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товара.
Согласно п. 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или [единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. При продаже товаров, [осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца [обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за [его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены [товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.
В соответствии с письмом Роскомторга от 13 марта 1995 г. N 1- 304/32-2 «О порядке оформления ценников на реализуемые товары» на ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, [разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой. Таким образом, любое зачеркивание информации на ценнике, включая сам реквизит цены и |указание нового, является нарушением.
Котлеты рыбные (6) — на потребительской упаковке или на | прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции).
Горбуша балык х/к — на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции).
Саварин х\к — на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия шения пищевой продукции).
Согласно пп. 5 п. 4.12 статьи 4 Технического регламента таможенного союза TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения.
Аналогичные требования п. 34 Правил продажи отдельных видов товаров, согласно которым на расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика для пищевой продукции не подлежат применению на основании п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» в связи с
вступлением в силу с 1 июля 2013 года технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственными стандартами. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Согласно п.п. 75, 77 ГОСТ 17527-2003. Межгосударственный стандарт. «Упаковка. Термины и определения» маркировка — информация в виде надписей, цифровых, цветовых и условных обозначений, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении; потребительская маркировка — маркировка, информирующая об изготовителе, количестве и качестве упакованной продукции.
Согласно части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. Сведения, предусмотренные подпунктами 1,4-6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено. Сведения, предусмотренные подпунктами 2,3,1 — 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице. В случае, если площадь большей стороны потребительской упаковки пищевой продукции не превышает 10 квадратных сантиметров, сведения, предусмотренные пунктом 2 (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи) и подпунктами 3, 7 — 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую потребительскую упаковку, или в каждую транспортную упаковку, либо прилагаемый к каждой потребительской упаковке или к каждой транспортной упаковке. При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления,
срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
Согласно статье 43 Закона за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст. 12 Закона продавец несет ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце). Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ от 09.02.2005 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года» в соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом.
Пунктом 2 статьи 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» прямо предусмотрено право общественных объединений потребителей обращаться в суд в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно ст. 46 Закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает

правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
На основании статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 46 Закона противоправные действия продавца могут быть пресечены решением суда независимо от длительности их совершения, а также наступления гражданско-правовых последствий в виде причинения вреда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В соответствии с ч. 4 ст. 46 Закона в случае удовлетворения иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом) в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов на проведение независимой экспертизы (привлечение к участию в деле экспертов) в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Истцом понесены расходы по делу на оплату услуг представителя — Некоммерческой организации — Учреждение «Центр правовой помощи «Социальная перспектива» в сумме 10 ООО рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг № ЮР-ПТФ-13-2-270 от 14.07.2014, и платежным поручением на оплату, подлежащие возмещению в полном размере согласно ст. 46 Закона.
До обращения в суд истец понес затраты, связанные с подготовкой настоящего искового заявления в сумме 10 000 рублей, что подтверждается вышеуказанными договором и платежным поручением, подлежащие возмещению в полном размере согласно ст. 46 Закона. Данные расходы являются связанными с делом и необходимыми для него в силу того, что у Истца полностью отсутствуют штатные работники (включая юристов), руководитель организации выполняет свои полномочия в качестве добровольца по совместительству в свободное от основной работы время и не имеет ни возможности, ни образования, чтобы самостоятельно составлять исковые заявления в суд.
До обращения в суд истец также понес расходы по проведению выездной независимой экспертизы по договору № НЭ-13-84 от 01.07.2014 в сумме: выезд на место исследования — 10 ООО рублей; осмотр и исследование товаров (до десяти) — 10 000 рублей; осмотр и исследование условий реализации и оказываемых услуг в сфере торгового обслуживания — 5 000 рублей, итого в общей сумме 25 000 рублей. В результате данной экспертизы выявлены нарушения обязательных требований к реализуемым Ответчиком товарам (работам, услугам), что зафиксировано в результатах экспертизы. Факт расходов на экспертизу подтверждается договором об оказании услуг по проведению экспертизы № НЭ-13-84 от 01.07.2014 и платежным поручением на оплату.
Данные расходы являются необходимыми и связанными с настоящим делом и подлежат полному возмещению истцу. В приложении указаны письменные объяснения истца об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела в части взыскания судом данных расходов, которые в силу ст. 68 ГПК РФ подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.
Из содержания искового заявления следует, что истец, являясь общественной организацией, для осуществления своих уставных целей, обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей с требованиями об устранении нарушений прав потребителей, являющихся покупателями вышеуказанной продукции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Единство» к ООО «ДЕБЮТ» о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей следующие действия, допущенные ответчиком в сфере торгового обслуживания:
В нарушение п. 9 Правил продажи «Правила продажи» не доводятся продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме («Правила продажи» отсутствуют);
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителя наименование своей организации (отсутствует вывеска);
В нарушение п. 1 ст. 9 Закона, п. 10 Правил продажи продавец — юридическое лицо не доводит до сведения потребителей место его нахождения (юридический адрес) на вывеске (отсутствует вывеска);
В нарушение п. 1 ст. 9, ст. 11 Закона; п. 10 Правил продажи продавец не доводит до сведения потребителей на вывеске режим его работы (отсутствует вывеска);
В нарушение п. 7 Правил продажи в торговом зале на доступном месте отсутствует соответствующее исправное и своевременно прошедшее метрологическую поверку измерительное оборудование (контрольные весы отсутствуют);
В нарушение п. 19 Правил продажи ценник не заверен печатью или подписью материально ответственного лица;
В нарушение ст. 8 Закона; п. 10, 11 Правил продажи информация для потребителей размещается в неудобных для самостоятельного ознакомления покупателя местах (уголок потребителя отсутствует); в отношении реализуемых товаров:
Котлеты рыбные (6):
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции);
Горбуша балык х/к:
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции);
Саварин х\к:
В нарушение пп. 1, 2 ст. 10 Закона; п. 11 Правил продажи не соблюдены требования к оформлению ценника (ценник не заверен подписью или печать материально ответственного лица);
В нарушение пп. 5 п. 4.12 ст. 4 TP ТС 022/2011 на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке предварительно расфасованной ответчиком пищевой продукции отсутствует обязательная маркировка (отсутствует маркировка с указанием наименования, даты изготовления, срока годности и условия хранения пищевой продукции);
Обязать ответчика устранить выявленные нарушения, допущенные в сфере торгового обслуживания;
Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части реализации товаров с выявленными нарушениями;
Принять решение о возмещении в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Единство» на расчетный счет № 40703810300010900077 в ФИЛИАЛЕ НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Владимир, к/сч 30101810200000000761, БИК 041708761 понесенных по делу убытков по оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей;
Принять решение о возмещении в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу Межрегиональной общественной организации потребителей «Общество защиты прав потребителей «Единство» на расчетный счет № 40703810300010900077 в ФИЛИАЛЕ НБ «ТРАСТ» (ОАО) в г. Владимир, к/сч 30101810200000000761, БИК 041708761 возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела расходов на юридические услуги и подготовку искового заявления в сумме 10000 рублей и на оплату независимой экспертизы в сумме 25 000 рублей;
Обязать ответчика в 10-ти дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средство массовой информации — Российское агентство новостей потребительского рынка «РОСПОТРЕБИНФОРМ»
(www.rospotrebinform.ru) (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77- 45225 от 01 июня 2011г.).
В случае не исполнения ответчиком решения суда в части опубликования решения в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд города Москвы в течение месяца.