Потребитель прав даже в Интернет

Сегодня во Всемирной паутине можно купить абсолютно все — от билета на поезд до дорогого автомобиля. О том, какие проблемы может таить заказ товарок по Интернету и почему воронежцы пока проявляют не слишком большой интерес к приобретению книг, цифровой техники и одежды в Сети, говорили 17 августа на «круглом столе» в библиотеке имени Никитина представители общественности и бизнеса.
Бизнес на расстоянии
Дискуссию в новом для себя качестве открыл бывший руководитель регионального управления Роспотребнадзора, а сегодня заместитель главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» Михаил Чубирко. Он отметил, что для России понятие дистанционной торговли является относительно новым.
— Если в большинстве европейских стран подобным методом пользуются давно, у нас он только набирает популярность, — подчеркнул он. — Первая проблема связана с тем, что при покупке через Интернет потребитель не может оценить внешний вид и ` качество товара. Вторая — продавец не контактирует напрямую с покупателем, а значит, могут возникнуть недосказанность, недопонимание и как следствие — конфликты.
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Ольга Агишева сообщила, что в текущем году в отдел поступило шесть письменных обращений на организации, продающие товары дистанционным способом, — лишь пять процентов от всех заявлений подобного рода. По ее словам, основная причина недоразумений между покупателями и интернет-продавцами — отсутствие исчерпывающей информации о характеристиках и свойствах продукции.
— Нередки случаи, когда в описании на сайте гарантируется техническое обслуживание, например, дорогой бытовой техники, указаны адреса сервисных центров. Но покупателю, пришедшему с неисправным товаром, ремонтировать его отказываются, так как никакого соглашения с интернет-магазином у центра, оказывается, и не было, — пояснила Агишева.
Самыми «проблемными» в 2011 году стали интернет-магазины, торгующие автозапчастями. Так, по двум обращениям были проведены внеплановые проверки ООО «Автолидер». Основное нарушение, обнаруженное специалистами Роспотребнадзора — продавец не доводил до потребителей полную и достоверную информацию о месте нахождения организации на вывеске предприятия, о режиме работы продавца, а также о необходимости сохранения товарного вида продукции до возврата ее продавцу. Сам товар был ненадлежащего качества, без документов, подтверждающих заключение договора купли-продажи и оплаты. Аналогичные нарушения были выявлены при проверке ООО «Авто Спутник».
Доверяй, но проверяй
Эксперты признали, что большую роль играет и правовая безграмотность покупателей, которые под воздействием яркой рекламы совершают импульсивные заказы. Поэтому, прежде чем покупать что-то в Сети, необходимо изучить «Правила продажи товаров дистанционным способом» (постановление Правительства РФ от 27.09.2006 № 612). Кроме того, отношения «продавец — покупатель» в Интернете регулируются п. 2 ст. 497 ГК РФ и ст. 26. 1 закона «О защите прав потребителей». Последняя разъясняет, что покупатель без объяснения причин может вернуть продавцу покупку в течение семи дней. Если же товар оказался некачественным, покупатель имеет право вернуть его на протяжении всего гарантийного срока.
Михаил Чубирко ответил, что, приобретая вещи в Интернете и телемагазинах, нужно соблюдать несколько правил: обязательно распечатывать и проверять товар, прежде чем заплатить курьеру деньги, а также требовать письменной информации, куда можно вернуть покупку и кому предъявить претензии. Если же курьер говорит, что распечатывать товар нельзя, а сначала якобы нужно заплатить деньги, либо не предоставляет данных о фирме-продавце и ее адресе, лучше отказаться от покупки. В таком случае платить курьеру за доставку вы не обязаны.
По закону срок возврата товара составляет не семь дней, а три месяца. Возврат возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. При отказе потребителя от покупки продавец должен вернуть ему деньги за исключением расходов на доставку, причем сделать это не позднее чем через 10 дней.
Если вы все-таки купили некачественный товар, необходимо отправить претензию с уведомлением по адресу, указанному в чеке.
— Если в течение 10 дней компания на жалобу не отреагирует, можно смело подавать на нее в суд, — резюмировал Михаил Чубирко. — Какой именно суд выбрать — по месту нахождения ответчика, то есть фирмы-продавца, или по адресу своего проживания — решайте сами. Закон о «Защите прав потребителей» это разрешает.

Ирина Ларина
Московский комсомолец в Воронеже,22 августа 2012 года

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика