РОСПОТРЕБИНФОРМ

Подсудная коммуналка

Ситуация в жилищно-коммунальной сфере возглавляет рейтинг проблем, волнующих россиян, считает по результатам своих опросов Всероссийский центр изучения общественного мнения и отмечает, что количество опрошенных, которые серьёзно озабочены ростом тарифов и качеством услуг ЖКХ, продолжает стабильно расти.

Можно бесконечно долго смотреть на горящий огонь и бегущую воду. Если она бежит в реке, а не по трубам. А огонь горит в костре, а не в котельной. Созерцательность в коммунальной сфере неуместна: деньги и ресурсы любят счёт.

Можно бесконечно жаловаться на превратности коммунальной судьбы родным и соседям. А можно взять и обратиться с иском в суд.

Чаще всего подобные иски адресуются в мировые суды. О том, с какими спорами жильцы обращаются в суд и в чью пользу они разрешаются, наш разговор с мировым судьёй участка № 5 Верх-Исетского района Екатериной МИНИБАЕВОЙ.

—Первый вопрос, исходя из времени года. Плата за отопление — одна из самых «больных» коммунальных тем. Если у жильцов ещё нет индивидуальных приборов учёта, управляющие компании и ТСЖ производят начисление по нормативу, а не по постановлению правительства, в котором прописаны правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Руководство ТСЖ оправдывает это тем, что такой порядок расчёта утверждён собранием собственников жилья, и подкрепляет протоколом. Насколько законны действия управляющей организации?

—Спорные вопросы в данной сфере регулирует Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое вы упомянули. Этот документ имеется в свободном доступе, и каждый потребитель может к нему обратиться и проверить правильность начисления платы.

Это правило. Теперь нюансы. При отсутствии индивидуального прибора учёта один раз в год управляющая компания (УК) обязана производить корректировку платы за отопление, которая была начислена. А УК этого не делает. В своё оправдание указывает, будто сэкономленные средства аккумулируются и используются на содержание жилья, на текущий и капитальный ремонт… Такой порядок в принципе возможен, если он согласован с жителями. Но уже упоминавшееся Постановление № 307 этого не предусматривает. Соответственно, если корректировки не было, то ваши права нарушены и вы можете обратиться в суд.

—Как часто приходится в судебной практике сталкиваться с фактами двойного начисления платы за одни и те же услуги и другими вариантами обсчёта потребителей?

—Да, так бывает. Например, когда одновременно выставляется плата в строке «Электроэнергия по показаниям общедомовых приборов учёта (ОДПУ)» и «Содержание жилья».

В практике Верх-Исетского районного суда было вынесено решение по иску прокурора к ЗАО «Управляющая компания «Верх-Исетская» и Единому расчётному центру (ЕРЦ).

Была установлена незаконность начисления платы за услугу «Электроэнергия (общедомовое потребление)» по лицевым счетам потребителей. Тут оказался целый «букет»: в части нарушения порядка расчётного периода платы потребителей, нарушения порядка предоставления информации потребителям, предоставления неверной информации, применения недостоверных данных общедомовых приборов учёта (ОДПУ) и нарушения порядка снятия показаний ОДПУ и порядка проведения корректировки…

—Понятно: нарушений было много. Суд на них указал, вынес решение…

—Управляющая компания опротестовала его, но Свердловский областной суд вынес определение оставить его без изменения, однако отменил в части обязанности управляющей компании произвести корректировку платы. В суд по этому вопросу должен обращаться лично каждый потребитель.

—Так бывает часто, и это, как правило, не устраивает жителей…

—Да, у нас пока осталась привычка, что кто-то что-то сделает за нас. Но судебный порядок решения гражданских споров требует личного участия. Это тоже, если хотите, гражданский поступок. Сам идёшь в суд. Сам отвечаешь за своё имущество.

—Вот, кстати, типичный случай. Приборы учёта есть, но либо без пломбы, трудночитаемые и прочее. Их показания будут доказательством в суде?

—За счётчики и другие приборы учёта отвечает, юридически это звучит как «несёт бремя ответственности» сам потребитель. Если нет пломб и есть коррозия или другие видимые признаки неисправности, то управляющая компания вправе произвести расчёт по нормативам потребления. Такой порядок устанавливается и подтверждается всеми законами и постановлениями, на которые я уже ссылалась. Кроме того, федеральным законом от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 1 июля 2012 года собственники были обязаны обеспечить своё жилое помещение индивидуальными приборами учёта.

—Часто ТСЖ или управляющие компании составляют акты о том, сколько реально проживающих или арендующих жилые помещения лиц и уже на основании этого начисляют плату. Это законно?

—В практике мировых судей Верх-Исетского района подобных споров не было, но по смыслу это не противоречит закону. Все, кто живёт в квартире, пользуются водой и теплом, поэтому являются потребителями и обязаны оплачивать услуги. Это не будет нарушать их права или противоречить интересам соседей. Чем больше жильцов, тем больше цифра в знаменателе, на которую делятся те же общедомовые расходы.

—Одна из самых популярных мер социальной поддержки — компенсация расходов на жилое помещение и компенсация коммунальных услуг. Но поскольку муниципалитеты самостоятельно определяют порядок расчётов, то у граждан возникает много вопросов. Могут ли они с подобными претензиями обращаться в суд?

—Любой гражданин Российской Федерации, являясь потребителем коммунальных услуг, в случае нарушения его прав может обратиться в суд, представив определенные доказательства. И если суд придёт к выводу о том, что право обратившегося было нарушено действиями любого органа, то он примет сторону гражданина и вынесет решение об удовлетворении его требований.

—Кто чаще обращается в суд — собственники или управляющие компании?

—Чаще всего обращаются в суд собственники. Управляющие компании идут к нам при возникновении задолженности по оплате коммунальных услуг. В других случаях они пытаются разрешить споры с потребителями на досудебном уровне. Ну, а потребители в большинстве случаев сразу идут в суд. Не пытаясь урегулировать спор мирным путём.

—И вновь вернёмся к подступающим холодам. В редакционной почте был такой, на первый взгляд, наивный вопрос: имеют ли право собственники по договорённости с управляющей организацией устанавливать дату начала отопительного сезона?

—Граждане вправе установить дату начала отопительного сезона при наличии собственной автономной системы отопления в доме, это предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг. На общем собрании принимается решение, и отопительный сезон начинается с момента, установленного собственниками.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика