О договорах на оказание детям услуг отдыха
О договорах на оказание детям услуг отдыха
Управление Роспотребнадзора по Омской области обращает внимание граждан на заключение между организациями и родителями (законными представителями ребенка) возмездных договоров на оказание услуг летнего отдыха на предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для его жизни и здоровья. При этом требования, которые должны обеспечивать такую безопасность, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке, в том числе Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарными правилами и нормами.
Под потребителями в рамках Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» понимаются как родители или законные представители ребенка, имеющие намерение заказать или приобрести, а также заказывающие и приобретающие услуги отдыха для ребенка, так и сам ребенок, непосредственно получающий эти услуги.
Статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия условиям договора о качестве, обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения, должна соответствовать обязательным требованиям.
Так как договор должен содержать исчерпывающую информацию о предоставляемых услугах, правах и обязанностях сторон, которые являются существенными условиями возмездного договора в соответствии с Гражданским кодексом РФ, об ответственности сторон, в том числе об ответственности исполнителя услуг за нарушение прав потребителя, Управление считает целесообразным оформление договоров на оказание услуг отдыха детей в письменной виде.
Последнее связано также с тем, что в случае, когда следствием несоблюдения соответствующих обязательных санитарно-эпидемиологических требований явилось причинение вреда здоровью (жизни) находящегося на отдыхе ребенка, такого рода факты квалифицируются не только по нормам санитарного законодательства, но и законодательства о защите прав потребителей, то есть связываются с возмещением вреда здоровью, имущественного ущерба и морального вреда, причиненного потребителю вследствие недостатков услуги, правовая основа которого, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения от ответственности определены ст. ст. 1095-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 13, 14, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с указанными нормами вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие производственных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению ее исполнителем независимо от его вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет.
Обращаем внимание родителей (законных представителей), отправляющих детей на отдых в каникулы, на то, что в заключаемых договорах, в том числе с муниципальными учреждениями, целесообразно четко обозначить предмет и условия договоров в части обязанностей исполнителя по предоставлению услуг надлежащего качества, а также ответственности сторон.
Для справки.
Алгоритм действий потребителя в случае причинения вреда жизни и здоровью вследствие оказания некачественной услуги (работы):
1. Собрать доказательства причинения вреда вследствие оказания услуги ненадлежащего качества или не соответствующей установленным требованиям (медицинские справки, выписки и т.п.).
2. Собрать документальное подтверждение понесенных расходов и убытков.
3. Обратитьсяк исполнителю услуги с письменной претензией, приложив копии собранных документов.
Претензия подлежит рассмотрению исполнителем услуги в течение 10 дней со дня ее получения.
В претензии следует изложить требование о возмещении вреда, который может состоять из:
— стоимости, не оказанной услуги детского отдыха (неиспользованных дней) или полной стоимости оказанной услуги, не соответствующей установленным требованиям;
— стоимости лекарственных препаратов, лечения и т.д.;
— непредвиденных транспортных расходов;
— стоимости услуг междугородной телефонной и сотовой связи на оплату переговоров, связанных с некачественно оказанной услугой;
— иных расходов, понесенных вследствие некачественно оказанной услуги.
4. В случае невыполнения изложенных в претензии требований обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
5. Направить в суд ходатайство о привлечении Управления Роспотребнадзора по Омской области для дачи заключения по делу.