«Новый» автохлам: Как челябинские дилеры обманывают клиентов

Челябинские автосалоны «кидают» южноуральцев на миллионы рублей. Продают неисправные, перекрашенные и даже чужие машины. Жители мегаполиса стали чаще жаловаться на нарушение своих прав при покупке автомобилей.

Приобретая автомобиль в презентабельном автосалоне, большинство граждан полагает, что такая покупка будет безопасной и выгодной. Но в результате челябинке Наталье Субботиной досталась неисправная Audi Q5 и невыплаченные 4 млн. рублей от автосалона. Дорогие авто — это и большие убытки, в случае если покупателю попался недобросовестный продавец. Счет порой идет на миллионы рублей.

«Когда решили покупать автомобиль, отдали предпочтение автосалону, решили что здесь надежнее, чем с рук по объявлению. Меня заверили, что машина отличная — небитая, не перекрашенная, до этого на ней ездили всего два года. Но уже после покупки у машины выявился ряд серьезных недостатков», — говорит Н. Субботина.

Как выяснилось уже после оформления договора, автомобиль подвергался серьезному ремонту, была неисправна коробка передач. Стоимость ремонта — порядка 500 тыс. рублей. Расторгать договор компания отказалась, тогда автовладелице пришлось идти в суд.

«Продавцом не была предоставлена полная информация об автомобиле. Однако у автосалона есть вина и посерьезнее — в суд были предоставлены, по сути, поддельные документы, а это уже грозит уголовной ответственностью. Будет проведена экспертиза, которая установит, действительна подпись или нет», — рассказывает специалист по защите прав потребителей ЧООО «Советник» Вячеслав Курилин.

Автомобиль стоил 1 млн. 700 тысяч, теперь вместе с неустойкой, штрафами автосалон должен вернуть Н. Субботиной уже 4 млн.

По словам В. Курилина, в 2013 году отмечается всплеск жалоб на автодилеров. Видимо, сказывается популярная процедура автокредитования, считает специалист. «Сегодня 60-70% купленных авто приобретены на деньги, взятые в кредит. В этом году за помощью к экспертам обратились 52 человека. Суммы требований обманутых автовладельцев колеблются от 250 тысяч до10 млн. рублей. Однако, как правило, если потребитель действует через суд как самостоятельное лицо, то вероятность выигрыша составляет 10-20%. Лучше, если обманутый покупатель обратится в соответствующий государственный орган либо общественную организацию по защите прав потребителей», — рекомендует эксперт.

Отметим, за 2013 год специалисты Управления Роспотребнадзора по Челябинской области рассмотрели 25 жалоб от автовладельцев. Основное количество обращений приходится на качество приобретенных автомобилей. Также южноуральцы недовольны качеством дополнительного оборудования, установленного при покупке авто, нарушениям сроков гарантийного ремонта и отказе в нем; причинении имущественного вреда автомобиля во время ремонтных работ.

Кстати, одному из покупателей не помогло даже тщательное изучение документов: в договоре было указано, что автомобиль полноприводный, а на деле оказался переднеприводным.

«Чаще всего жалобы от обманутых покупателей обоснованы, однако доказать в суде правоту потребителя не всегда возможно. Все дело в том, что автосалоны, не желая терять крупные суммы, всячески уходят от выплат, даже подделывая документы, как в случае с Натальей Субботиной», — говорит ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Игорь Воробьев.

Это не единичный случай. Аналогичная история произошла у Леонида Гелади. Его автомобиль, купленный в салоне, без проблем отработал свой гарантийный срок, но сразу после этого начались проблемы с двигателем. Починку двигателя в станции техобслуживания автосалона откладывали несколько месяцев, говорили, что ждут запчасти. А. Гелади, предположив, что компания просто тянет время, обратился в общественную организацию за помощью. Когда дело дошло до судебных разбирательств, челябинец узнал, что такое месть продавцов машин. «Машина находилась в автосалоне, на ней стали появляться царапины, были разбиты стекла. На суд представители автосалона принесли фальшивые документы с якобы моей подписью, где сказано, что это я отдал автомобиль в таком виде. Мне пришлось заказывать дорогостоящую экспертизу, доказывать, что подпись не моя», — рассказывает автовладелец. А. Гелади уже выиграл два суда, но машину так и не отремонтировали, история тянется второй год. Теперь потерпевший собирается по закону требовать пересмотра судебного решения, так как оно не исполняется: вместо ремонта двигателя истец собирается получить от автосалона деньги на агрегат и на ремонт. Это примерно 900 тыс. рублей.

Добавим, что по закону в течение 15 дней у автовладельца есть возможность поменять или вернуть неисправный автомобиль. Практически любая поломка может стать причиной для таких действий. Расторгнуть договор можно и на основе недостоверных сведений о машине. Например, если продавец указывает неверный расход топлива, который может в два раза превышать реальный. «У меня даже есть информация от официального импортера «Хендай». Показатели расхода топлива автомобилей, указанные в том числе в руководстве по эксплуатации, не являются значениями параметров, отражающими реальный эксплуатационный расход топлива. Возникает вопрос: зачем эти цифры вообще? У нас было дело, когда потребителя проинформировали, что средний расход топлива его машины составляет 5,5 литра, эксперт провел исследование в щадящем режиме — получилось 9 литров», — рассказывает В. Курилин.

Иногда в договоре указано, что машина может издавать стуки, шумы и это, по утверждению дилеров, нормально. Человеку отказывают от ремонта, указывая на этот пункт. Однако если эта информация не была доведения до потребителя, он вправе вернуть деньги за покупку.