Новосибирцы объединяются в интернете, чтобы покупать одежду в два раза дешевле

Пользователи интернета самоорганизуются в оптовиков и ставят под угрозу розничную торговлю в магазинах. Явление совместной покупки (СП) зародилось на форуме сибирского семейного сайта, где молодые мамы, объединяясь в группы, покупали у оптовиков детские товары дешевле, чем в магазине. Сегодня желание купить в розницу по оптовым ценам вылилось в бум сайтов, предлагающих организованные коллективные покупки не только товаров, но и услуг — от маникюра до уроков верховой езды. Чем привлекает форма шопинга без гарантий и каким магазинам грозит разорение от такого стихийного интернет-базара, разбиралась корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Представители сибирского семейного сайта sibmama.ru рассказали на прошлой неделе в пресс-центре на Вертковской о росте оборота совместных покупок, осуществляющихся с помощью их форума.

Совместная покупка — это закупка каких-либо вещей у поставщика по оптовым ценам группой объединившихся для этой цели людей. Организатор закупки собирает необходимое для оптовой заявки количество заказов. Судя по форуму СП «Сибмамы», минимальная сумма общего заказа составляет, как правило, 20–30 тыс. руб.

Изначально форумчанки «Сибмамы», в основном находящиеся в декретном отпуске, хотели таким образом сэкономить на покупке детских вещей, не выходя из дома. Руководитель сайта Анастасия Ключко рассказала, что объявления о первых СП появились на «Сибмаме» зимой 2007 года. Теперь, по ее словам, для некоторых организация СП стала бизнесом: «Организатор получает обычно 15 процентов, иногда из-за конкуренции снижает процент до 12, 10 или 7 %». В разделе «Архив СП» в ветке форума «Сибмамы» — более 4 миллионов сообщений, из активных разделов наибольшей популярностью пользуются «Одежда для детей и взрослых» — более 300 тыс. сообщений, в теме покупок товаров для детей же лишь около 90 тыс. сообщений.

«Покупается все — от мебели и товаров для строительства, ремонта до продуктов ежедневного использования и продуктов питания», — рассказала Анастасия Ключко.

Немалую часть «сибмамочек» привлекают СП брендовых вещей, которые можно купить со значительной скидкой. Постоянная форумчанка «Сибмамы» Анна рассказала, что купила таким образом плащ Bizzarro за 500 рублей. В магазинах Bizzarro плащи новых коллекций стоят 3–4 тыс. руб., прошлых — 1–1,5 тыс. руб.

«Регулярно покупала там детскую обувь — на 1000 рублей дешевле, чем в магазине «Папайя», например. Мерили мы там, а заказывали на сайте», — рассказала Яна Иванова, в прошлом активная участница СП на «Сибмаме». Девушка отмечает несомненные плюсы СП — широкий ассортимент, существенно более низкая цена.

Однако нужно потратить немало времени, чтобы разобраться в запутанном механизме оформления заказа, его отслеживания, своевременной оплаты. Письменных гарантий участникам закупки, как правило, не предоставляют.

Смысла обращаться в случае обмана в отдел по защите прав потребителей нет, считает директор общественного учреждения защиты прав потребителей «Аурис» Сергей Кравченко. Закон РФ «О защите прав потребителей» применим лишь в случае, если у продавца имеется статус предпринимателя или юридического лица. В данном же случае при рассмотрении спора в суде будут применять нормы гражданского кодекса о купле-продаже. Кравченко посоветовал при участии в таких закупках подстраховываться распиской о переданных деньгах.

Популярной модификацией СП на форумах стали специализированные сайты, предлагающие купоны со скидками.

В июне этого года в электронном справочнике 2ГИС впервые появилась для них отдельная рубрика, за месяц туда добавилось еще три организации, и в июльском выпуске их стало 12, сообщили в пресс-службе 2ГИС. Kupikupon.ru, kupibonus.ru и другие — технология везде одна и та же: человек регистрируется на сайте, и на электронную почту ему приходит информация об акциях. Рассчитывая на коллективную покупку, компания-участник акции продает товары и услуги со значительной скидкой. «Для компаний это новая форма рекламной акции, а мы получаем либо процент с покупки от продавца, либо сумму, которую платит покупатель, приобретая у нас на сайте купон, дающий скидку на товар», — объяснила Елена Малыхина, ведущий региональный менеджер по развитию сайта kupibonus.ru.

«Мы стараемся не работать с Новосибирском по СП, иначе страдают наши партнеры — местные розничные магазины, куда участники СП приходят померить товар, а потом совершают покупку не у них», — рассказала Алена Мастерова, менеджер по работе с клиентами компании Zipart — новосибирского производителя женской одежды. Несмотря на работу по СП с другими регионами, она считает, что такая форма покупки никогда не вытеснит розничную торговлю в магазинах: «Одежда — это все-таки вопрос эмоций и получения удовольствия, в том числе при примерке. Потому что вообще-то люди могут ходить всегда в одной рубашке и одних штанах».

Помимо эмоций, примерка несет и утилитарную функцию: «Вещь может прийти вовсе не такой, какой она показана на сайте, например. В целом у СП все плюсы и минусы, присущие интернет-шоппингу, который пока сильно уступает по объемам рознице в магазинах», — подвела итог Марина Третьякова, менеджер по рекламе компании SATICO GROUP (представляет в Новосибирске марку французской женской одежды Promod).

Зинаида Кузнецова