НОВАЯ ЖИЗНЬ ШКОЛ: ОЛИМПИАДЫ УТКНУТСЯ В ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС

Совсем скоро и родители, и учителя в полной мере ощутят на себе все прелести организационно-финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Все нововведения предусматривались как необходимое условие достижения нового качества образования. Вместо этого, уверены учителя, современные стратегии развития школьного образования ведут к его гибели, сообщает корреспондент ИА REX. Вопреки заявлениям российского премьера Владимира Путина, министра образования Андрея Фурсенко и спикера Госдумы Бориса Грызлова о том, что образование в России останется бесплатным, сами педагоги, как и многие родители, уверены бесплатного образования остались лишь крохи. То, что будут дальше предлагать в рамках госзаказа, образованием, в привычном для большинства россиян смысле, назвать трудно.

В новом учебном году школы массово переводят на систему нормативно-подушевого финансирования в соответствии с Федеральным законом №83-ФЗ. Школам развязали руки, радуются некоторые, теперь они вправе упpавлять деньгами по своему усмотpению. Не совсем, живём-то мы в России.

Так, очередным камнем преткновений обещают стать школьные олимпиады. Видимо, бесплатных не останется. Так, родители не первый год жалуются, что их детей заставляют принимать участие в различных олимпиадных заданиях, да ещё платить за это (пусть и небольшие 40-200 рублей). Это принято называть добровольно-принудительным порядком. «Возмущению нет предела! Как олимпиада – плати. Если так дальше пойдёт, то и за проверочные контрольные по русскому и математике платить будем ?! Знания у нас теперь за деньги проверяют?» — возмущаются мамы.

Хотелось бы их утешить, но теперь тревожатся и сами педагоги: «С введением новой системы мы обязаны проводить олимпиады только при условии, что задания прошли проверку методического центра. Естественно, эта проверка платная, и нам на уровне окружного Департамента настоятельно рекомендуют конкретный методцентр, не многозначно напоминая про предстоящую аккредитацию школы, при проведении которой вполне могут возникнуть проблемы», — рассказал педагог одной из московских школ.

Комментируя это нововведение, заместитель председателя комитета Общероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин заявил корреспонденту ИА REX: «У нас выходит всё больше и больше инициатив наших чиновников, направленных на отработку каких-то дополнительных технологий по зарабатыванию средств. По-разному — либо в бюджет, а чаще в карман. И, безусловно, говоря о таких ситуациях, в таких случаях, наверное, надо нашим чиновникам прежде обратить внимание на соответствующие статьи в законе «Об образовании» и Конституции РФ, где говорится об общественно-государственном характере устройства образования и взгляд-то нужно направить в эту сторону. Если говорить о какой-то аккредитации или методологических центрах, то это должна быть общественная инициатива, и экспертиза, прежде всего, должна быть общественной, а уже потом государственной. Тогда и у общества будет доверие к подобным оценкам и экспертизам, если они действительно будут независимыми, профессиональными и адекватными. Заказчиком выступает общество, а не чиновники, которые всего лишь исполнители».

По его словам, на сегодняшний день нет ни одного такого центра в Москве. «Есть некие центры, которые созданы при непосредственном участии государства и даже отдельных чиновников, которые пытаются «взвалить» на себя такую «благую» миссию, естественно, с целью «попилить» определённый бюджет и рассказать всем, как они хорошо и независимо это делают. Но ни у меня, ни у большинства экспертов нет никакого доверия к таким структурам. У нас уже есть одна структура, которая разрабатывала ЕГЭ, и мы знаем, где они потом оказались, и что из этого получилось», — пояснил Панин.

Складывается впечатление, что олимпиады, по сути, будут платными (не в убыток же себе школе их организовывать), а проводить их школы обязаны. Однако эксперт не столь категоричен: «Я бы не стал так говорить, что обязательно платными, и обязательно проводить. Но какие-то средства на это понесут и в первую очередь ВУЗы. Так как затраты на это понесут ВУЗы, они будут компенсировать их за счёт учеников-платников, увеличивая расценки за услуги».

Директор Центра образования №548 Ефим Рачевский опасений учителей не разделяет: «За последние дни вокруг образования столько информационных потоков и нововведений, половина из которых бесмыссленна. В любом случае, материально на школы это подействовать не должно. Платить за аккредитацию школы должен заказчик олимпиады. Это ВУЗ, районная управа и так далее. Они заказывают её проведение, выбирают место проведение и несут все расходы».

Директор по профессиональной ориентации и работе с одарёнными учащимися ВШЭ Тамара Протосевич прояснила ситуацию по вузовским олимпиадам: «Олимпиады, которые проводят ВУЗы, совершенно точно бесплатны для школ и школьников. Вузы привлекают школьников на свои олимпиады, минуя такую структуру как школа. Мы, в принципе, можем организовывать олимпиадные состязания на площадках школ, договариваясь напрямую с этими школами. Для этого мы не требуем никаких аккредитаций и не берём никаких денег с них или своих региональных организаторов. То есть это нововведение не имеет никакого отношения к вузовским олимпиадам, проводимым ВШЭ. Тем более, это не должно иметь место во всероссийской олимпиаде». Она отметила, что все вузовские олимпиады на данный момент бесплатны — это требование Российского совета олимпиад школьников. Всероссийские олимпиады также бесплатны.


 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика