Неустойчивая бензиновая стабильность


Стремительный рост цен на бензин начался фактически сразу после нового года. Нефтяники объяснили это повышением акцизов и ростом цен на нефть на мировых рынках, якобы на экспорт продавать было куда выгоднее, чем на внутренний рынок. В итоге появился дефицит бензина в ряде регионов, а цена взлетела до небывалых высот. Ну а поскольку бензин довольно неплохо разогнал инфляцию, вмешалось правительство. Дефицит испарился, ввели заградительные пошлины на экспорт бензина, а затем и сказали команду ФАС. 

Но в результате оказалось, что нефтяники играют с правительством в «кошки — мышки». Цены на бензин хоть и притормозили рост, но уж точно не снизились. По данным Росстата, цены на бензин повышаются 12-ю неделю подряд, наибольший недельный рост был зафиксирован с 26 апреля по 3 мая — на 2,8%. С начала года бензин подорожал на 9,9%.

Стоимость литра бензина в среднем по России на 20 июня составила 25 руб. 43 коп. (14 июня — 25 руб. 38 коп.), в том числе низкооктанового (А-76, Аи-80) — 23 руб. 45 коп. (23 руб. 40 коп.), марки Аи-92-93 — 25 руб. 46 коп. (25 руб. 41 коп.), высокооктанового (Аи-95 и выше) — 27 руб. 30 коп. (27 руб. 24 коп.), дизельного топлива — 24 руб. 48 коп. (24 руб. 45 коп.).

В принципе медленно, но верно, цены на бензин растут, вопреки всему. Видимо, политика нефтяников рассчитана баш на баш — либо снижение акцизов, либо повышение цен для конечных потребителей, то есть граждан.

Накануне антимонопольная служба вновь предупредила нефтяников о возбуждении новых дел в случае дальнейшего необоснованного роста цен, в то время как мировая цена на нефть снижается. Глава ФАС Игорь Артемьев просил обратить внимание нефтяников на то, что когда цены на нефть на мировых рынках повышаются, переписывать на следующий же день ценники на внутреннем рынке слишком.

Особенно ФАС уточнила данное обстоятельство для «ЛУКОЙЛа», «Роснефти» и «Газпром нефти». В рамках третьей волны дел для этих компаний ФАС абсолютно уверена в искусственном создании дефицита для выживания неугодной независимой розницы.

Интересно еще и то, что по ряду вопросов ФАС и нефтяники сходятся во мнении, но здесь против Минэкономразвития, которому стало жалко бюджетных денег.

В частности, в ФАС предложили снижать акцизы на топливо при цене на нефть в $130 за баррель. Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин пояснил: если цена на нефть меняется от $90 до $130 за баррель, то должны меняться и акцизы на топливо.

По мнению А.Голомолзина, нецелесообразно дальнейшее повышение акцизов на топливо, аналогичное тому, которое произошло в этом году.

По данным ФАС, каждая ступень повышения акцизов приводит к росту цен на топливо на 6-8% без учета других факторов. Кроме того, ФАС представила предложения по насыщению рынка автомобильного топлива и снижению цен на бензин. Ведомство предложило установить экспортные пошлины на все виды бензина до уровня 0,9 от пошлины на нефть и индексировать акцизы на бензин на уроне инфляции с понижающим коэффициентом 0,9.

Ранее Минфин подготовил поправки в Налоговый кодекс об индексации акцизов на алкоголь, табак и бензин в 2012-2014 годах. Темпы роста акцизов на бензин на 2012-2013 годы было предложено сохранить на запланированном уровне.

В текущем году акциз на бензин 3 касса составляет 5,672 тыс. рублей за тонну. В 2012 году акциз предлагалось повысить на 30%, до 7,382 тыс. рублей, в 2013 году на 24%, до 9,151 тыс. рублей, в 2014 году на 10%, до 10,066 тыс. рублей за тонну.

Так вот в отличие от Минэкономразвития и, вероятно, Минфина, «ЛУКОЙЛ» с предложениями ФАС полностью согласен. Как пояснил в интервью журналу «Профиль» глава компании Вагит Алекперов, если мы поднимаем акциз на 10%, то и цена бензина вырастет на 10%, так же не бывает — нам говорят: «снижайте цены», а мы увеличим налоги.

Поддержали в «ЛУКОЙЛе» и привязку цен топлива к мировым котировкам. «Если мировая цена пойдет вниз, цена на бензин на рынке России также будет снижаться. Наша компания за то, чтобы цена была гибкой, чтобы потребитель чувствовал, что цена действительно привязана к международному рынку», — подчеркнул В.Алекперов.

Выходит, что цель у ФАС и нефтяников одна. А камнем преткновения являются налоги, а не мировые цены. Это подтвердил и глава «ЛУКОЙЛа». По мнению В.Алекперова, причинами дефицита бензина на российском рынке весной этого года стали введение нового техрегламента и повышение акцизов на топливо.

Настоящий материал опубликован в информационных и учебно-просветительских целях. Оригинал находится http://www.personalmoney.ru/txt.asp?sec=1526&id=2231146