Нефтяники снижают оптовые цены на дизтопливо, бензин дешеветь не будет

Снижение цен на нефть и горючее на мировом рынке заставляет и российских нефтяников снижать цены. Изменение стоимости коснется оптовых сделок дизельного топлива, которое в массовом порядке идет на экспорт, и прежде всего в европейские страны. Эксперты говорят, что на АЗС оно вряд ли заметно подешевеет, а стоимость бензина и в опте останется на прежнем уровне.

Первой о снижении оптовых цен на дизельное топливо на 500 руб. на тонну (сейчас в среднем по стране — 27 тыс. руб. за тонну) заявил «Лукойл», нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) которого продают горючее обычно дороже конкурентов. «Лукойлу» принадлежат НПЗ в Волгограде, Перми, Нижнем Новгороде и Ухте. Как рассказали в компании, это тенденция на снижение обусловлена рыночными тенденциями, то есть падением цен на нефть и снижением стоимости этого нефтепродукта на внешних рынках. В «Роснефти», ТНК-ВР, «Башнефти» и «Газпром нефти» также сообщили, что их ценовая политика ориентирована на мировую конъюнктуру. Впрочем, у «Роснефти» нет нужды торопиться, поскольку и в опте, и в рознице ее топливо дешевле, чем у конкурентов. Так, по данным Московской топливной ассоциации, вчера на заправках «Роснефти» дизельное топливо стоило 28,5 руб. за литр, в то время как у «Газпром нефти», ТНК-ВР и «Лукойла» — 29,1 руб., 29,5 и 30,3 руб. за литр соответственно. Но через некоторое время снижать цены придется всем, считают эксперты.

По словам Виктора Костюкова, заместителя генерального директора компании-трейдера «Алгоритм. Топливный интегратор», с конца мая цены на нефть упали почти на $20. В понедельник, 11 июня, цена смеси Brent на электронной товарной бирже InterContinental Exchange Futures Europe (IСE Futures Europe) снизилась по отношению к итогам пятничных торгов на 3,23%, до $96,24 за баррель, что объясняется падением спроса на горючее. Если раньше Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозировало рост спроса в 2012 году на 1,1 млн баррелей в сутки, то теперь его эксперты полагают, что он вырастет лишь на 800 тыс. баррелей, до 89,9 млн баррелей в сутки. На спрос влияют прежде всего экономические, в частности, долговые проблемы европейских стран, кроме того, Саудовская Аравия увеличила производство, и ежедневное предложение нефти превысило спрос на 1,5 млн баррелей. В результате, по словам Виктора Костюкова, в Европе сейчас тонна дизтоплива в пересчете с евро стоит на 2 тыс. руб. дешевле, чем у нас в стране, и российским производителям придется этот фактор учитывать.

«Половина производимого в стране «дизеля» отправляется на экспорт, поэтому нефтяники снижают стоимость именно этого топлива, а не на всю линейку производимых нефтепродуктов», — поясняет Виктор Костюков. В отличие от бензина стоимость дизтоплива в последнее время оставалась неизменной. По данным Росстата, в среднем по России в период с 28 мая по 3 июня 2012 года бензин подорожал на 0,1%, его средняя по стране цена составила 27,38 руб. за литр, цена дизтоплива давно остается на уровне 27,89 руб. за литр. В то же время бензин на внутреннем рынке сейчас дешеветь не будет, поскольку наши нефтяники практически его не экспортируют.

Да и перемены в цене дизтоплива розничные покупатели не ощутят, уверены аналитики. «Снижение цен на АЗС вряд ли будет сильно заметно для потребителей», — считает Виктор Костюков. «Скорее всего цены просто не будут повышаться», — полагает собеседник «МН». Такого же мнения придерживается и Дарья Козлова, аналитик Rye, Manamp;Gor securities. По ее словам дизтопливо в рознице заметно не подешевеет — за счет продаж этого вида горючего нефтяники постараются компенсировать упущенную прибыль из-за вынужденного сдерживания цен на нефтепродукты первые несколько месяцев текущего года.