Минэкономразвития затеял страховую революцию

Разработанный Минэком проект  вводит в закон о защите прав потребителей понятие финансовой услуги. Это, в частности, услуги, оказываемые страховыми организациями (страховщиками), и услуги, в рамках которых деньги выступают не только в качестве платежного средства.

Если проект будет принят в таком виде, страхование наконец подпадет под действие закона о защите прав потребителей – со всеми вытекающими последствиями для клиента и страховщика.

В частности, это будет означать, что обиженный страховщиком клиент сможет без уплаты госпошлины подать на компанию в суд по месту жительства (а не по месту регистрации ответчика) и потребовать не только исполнения обязательств, но и компенсации морального вреда. При этом в случае проигрыша страховщику придется еще и заплатить штраф – 50% от проигранной суммы.

Сегодня подавляющая часть страховых услуг не подпадает под действие закона о защите прав потребителей, поскольку такую позицию занял в 2008 г. Верховный суд РФ.

В результате у клиентов страховых компаний сейчас почти нет эффективных методов воздействия на страховщиков. Все, что фактически может сделать клиент сегодня (помимо негативного отзыва о страховой компании в Интернете), – это обратиться в страховой надзор или в суд.

Но страхнадзор, как правило, принимает действенные меры по жалобам граждан только в случаях, когда их количество в адрес одного страховщика явно зашкаливает за разумные пределы.

Обращение же в суд, хотя и помогает клиенту добиться причитающегося (примерно за полгода мытарств), но не создает страховой компании каких-либо проблем: без закона о защите прав потребителей налагаемые на страховщика неустойки часто меньше дохода компании от пользования деньгами клиента за время спора.

Исправляя это положение, законопроект Минэка вводит и ряд других важных новшеств.

Например, согласно проекту, информация о страховых услугах должна предоставляться потребителям только в документированном виде, причем это предоставление должно подтверждаться подписью потребителя.

Кроме того, из проекта следует, что требование о признании ничтожным условия договора страхования, ущемляющего права потребителя, может быть предъявлено потребителем в суд в течение трех лет с даты заключения договора. По мнению опрошенных АСН страховых юристов, это даст клиентам возможность исключать из правил страхования условия, которые ущемляют их права.

ЧТО ГОВОРЯТ ЮРИСТЫ

Сергей Дедиков, советник президента «Москвы Ре» по правовым вопросам:
«Если такие изменения будут приняты, то для нашей страны это будет явление почти революционное. Страховщикам придется предоставлять исчерпывающую информацию об услуге, а их ответственность существенно возрастет. Правда, принципиальных препятствий для применения законодательства о защите прав потребителей к договорам страхования на самом деле нет и сейчас, но, к сожалению, сугубо формальная позиция Верховного суда РФ в этом вопросе исключила такую возможность».

Юрий Фогельсон, старший партнер бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры»:
«Поправки существенно облегчат положение страхователя (выгодоприобретателя). У потребителей страховых услуг появится право выбора подсудности, то есть возможность обратиться в суд по месту жительства. Также появится право взыскать со страховщика моральный вред вместе с выплатой. Кроме того, закон о защите прав потребителей предусматривает штраф для страховщика в размере половины взысканной с него суммы».

Кирилл Гацалов, старший партнер «ЛексФинанс Груп»:
«Cтрахователя наконец поставят в равное положение с потребителями других услуг. Сегодня необоснованное занижение, затягивание или отказ в страховой выплате более выгодны страховщикам, нежели любой компромисс с клиентом. Это происходит потому, что при небольших убытках большинство страхователей предпочитают махнуть рукой на спор и не доходят до судов. Если же клиент все же обращается в суд, то за время разбирательства страховщик на удерживаемых деньгах может заработать больше, чем потерять в виде неустойки и судебных издержек».

ЧТО ГОВОРЯТ СТРАХОВЩИКИ

Андрей Голубев, вице-президент «АльфаСтрахования»:
«Считаю, что это абсолютно нормально. Ключевой вопрос для нас – сохранение и привлечение клиента. Если мы сможем говорить клиенту, что на его стороне стоит такой сильный закон, это будет только на пользу страховому рынку».

Дмитрий Маркаров, первый заместитель гендиректора  «Росгосстраха»:
«Конечно, потребителей нужно защищать, и сегодня механизмов защиты недостаточно. Но это не должно превратиться в шантаж со стороны потребителей услуг и в лазейку для мошенников».

Игорь Иванов, заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии»:
«Эти изменения требуют детального изучения. Прямое перенесение норм закона о защите прав потребителей на страхование вызовет, скорее всего, много дискуссий».


 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика