Машина вне времени

Порой одна-единственная покупка способна испортить человеку жизнь на долгое время. Именно таким приобретением стал для смолянина Леонида Д. автомобиль, купленный в одном из городских автосалонов.
Леонид работает в бюджетном учреждении, бывший военнослужащий, человек небогатый, и машину покупал в кредит. В феврале 2008 года он приобрел новую иномарку в автосалоне под Смоленском за 530 тысяч рублей и дополнительное оборудование к ней, заключив с одним из банков кредитный договор на сумму около 515 тысяч. В течение первых месяцев эксплуатации, то есть во время действия гарантийного срока, Леонид почувствовал неладное: на днище машины появились признаки коррозии, обнаружились дефекты лакокрасочного покрытия, возник металлический шум при повороте руля и постоянный стук в подвеске во время движения, отказали прикуриватель и один из динамиков… И так далее. Весной 2009 года Леонид приехал в автосалон и предложил решить дело миром: дескать, замените мне машину, я готов доплатить. Предложение не было принято — категорически и безапелляционно. Проводить гарантийный ремонт продавец также отказался, заявив: машина побита — вот следы фронтального удара.

Первое решение по иску Леонида было вынесено в апреле 2010 года. Его требования были частично удовлетворены: предпринимателя обязали выплатить покупателю 10 тысяч рублей в счет морального ущерба и компенсировать расходы на проведение экспертиз и оплату услуг представителя. Решение суда не стало решением проблемы. В июне 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда кассационным определением отменила решение суда первой инстанции, направив дело на новое рассмотрение.

— При новом рассмотрении дела был поставлен вопрос о расторжении договора купли-продажи автомобиля, — рассказывает руководитель регионального центра защиты прав потребителей Виолетта Етишева. — Мы провели экспертизу, подтвердившую большое количество недостатков, и суд принял решение в нашу пользу. Вторая сторона с этим не согласилась, кассационная инстанция подтвердила вынесенное решение, дело попало на рассмотрение президиума Смоленского областного суда. Загвоздкой стали экспертизы. Их было три, и одна из них, проведенная Смоленской торгово-промышленной палатой, оценила недостатки автомобиля как «несущественные». Как бы споткнувшись о противоречия в экспертизах, президиум областного суда отменил решение суда первой инстанции и вернул дело на новое рассмотрение.

В преддверии третьего рассмотрения иска было принято решение о проведении еще одной экспертизы — на этот раз специалистом государственного научного центра РФ ФГУП «НАМИ» в Москве. Проходила она в столичном дилерском центре, реализующем автомобили этой марки.

— Представители автосалона постоянно доказывают, что машина была в аварии, а потому не может быть и речи о гарантийном ремонте и тем более — о ее замене, — поясняет Виолетта Етишева. — Этот вопрос исследовался, был сделан вывод, что признаков дорожно-транспортного происшествия нет, но продавец продолжал настаивать на своем. Так вот, московский эксперт разобрался в причинах коррозии и прочих сбоев в работе автомобиля: внутренние повреждения. Но их причиной было не ДТП, они могли образоваться при погрузке, при перевозке. Он обнаружил, что у авто расходятся сварные швы, и машина, таким образом, вообще непригодна к эксплуатации и небезопасна.

Выступая в суде, эксперт сообщил, что в данный момент уже не работает в НАМИ. Поскольку это обстоятельство не лишает его надлежащего статуса, суд принял к сведению его выводы и 7 февраля 2012 года удовлетворил требование истца, обязав автосалон возместить владельцу стоимость автомобиля, дополнительного оборудования и расходы по уплате процентов по кредиту, а также выплатить неустойку и компенсировать моральный вред — в общей сложности, около 930 тысяч рублей. Дело, конечно, снова переместилось в судебную коллегию по гражданским делам, и в этот раз ответчик подверг сомнению экспертизу. Дескать, суд поручил проводить ее НАМИ, а специалист в этом учреждении к моменту проведения экспертизы уже не работал, как же можно принимать ее во внимание? Суд эти сомнения развеял: экспертиза проведена компетентным специалистом. Судебная коллегия по гражданским делам своим апелляционным определением оставила решение суда первой инстанции в силе.

Но на этом дело не закончилось. Недавно иск в очередной раз рассматривал президиум Смоленского областного суда. Решения судов первой и второй инстанции были названы ошибочными, заключение эксперта — «полученным с нарушением закона», дело направлено в Заднепровский районный суд на новое рассмотрение.

Советы покупателю
При покупке автомобиля в автосалоне нелишне пригласить эксперта — автотехника, способного провести профессиональный внешний осмотр машины, поискав следы устраненных или скрытых дефектов.

В паспорте технического средства стоит обратить внимание на срок, в течение которого автосалон владел машиной. Поскольку больше 95 процентов всех новых авто поставляются на заказ, этот срок обычно небольшой — 3-7 дней. Если указан больший, можно предположить, что автомобиль эксплуатировался.

Договор купли-продажи машины считается заключенным, если продавец и покупатель достигли соглашения по всем его пунктам. Не стоит подписывать его в автосалоне, лучше взять документ домой и внимательно изучить.

Если в договоре не указано количество и наименование товара, он не считается заключенным. Если машина покупается в кредит, договор будет считаться заключенным, только когда в нем будут обозначены размеры, сроки, порядок платежей и условия расторжения.

Если автосалон предлагает вам бесплатное гарантийное сервисное обслуживание на долгий срок, стоит уделить техническому состоянию машины особое внимание — вполне возможно, что под видом новой вам предлагают подержанную.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика