Марс Исмагилов, Союз потребителей РТ: «Я – плохой потребитель!»

«Я – плохой потребитель. Когда у меня разваливается обувь, то мне проще взять супер-клей и самостоятельно заклеить ботинок! – говорит Марс Исмагилов, председатель Союза потребителей Республики Татарстан, — Ни разу в жизни я не обращался с претензией, не заказывал экспертизу некачественного товара. Думаю, большая часть населения в нашей стране занимает такую же позицию. Поэтому мы считаем необходимым информировать покупателей, какие товары являются некачественными, и покупать их не нужно. Для этого, например, мы проводим дегустации различных продуктов питания. В конечном итоге, мы считаем, это приведет к повышению качества выпускаемой продукции».

Биографическая справка: Марс Марсельевич Исмагилов — родился 25 июня 1970 года. Окончил Московский государственный университет коммерции (1996 г.), Институт государственной службы при Президенте РТ (2006 г.).

Сопредседатель Союза потребителей Республики Татарстан, директор представительства Национального Агентства по борьбе с распространением фальсификаций, член Консультативного совета по защите прав потребителей при ТУ Роспотребнадзора по РТ. Председатель Совета Торговая Гильдия РТ. Имеет более 40 научных работ и публикаций в области защиты прав потребителей, саморегулирования бизнеса, независимой экспертизы.

— Марс Марсельевич, вы осознали свое призвание?

Марс Исмагилов: Я считаю, да. Я занимаюсь тем, что мне нравится. И людям нравится то, что я делаю, за исключением тех нарушителей, которые получают серьезные взыскания. Профессионально защитой прав потребителей я занимаюсь, практически, всю свою сознательную жизнь.

Я работал с момента основания в Комитете по защите прав потребителей. В те времена востребованность нашей работы была обусловлена тем, что на рынке появилось множество товаров. После того, как Борис Ельцин подписал закон о свободе торговли, товары наводнили рынок, торговали все, кто только мог и чем только мог. У людей не было информации, история с обманутыми вкладчиками МММ иллюстрирует те времена. Если попадалась некачественная продукция, по большому счету, обратиться было не к кому. Да и само слово «потребитель» в то время носило, скорее, негативный характер.

В наше время ситуация изменилась: сейчас потребитель имеет право и должен требовать тот товар, который нужен именно ему, требовать повышение качества продукции. Мы, профессиональные потребители, должны содействовать этому. Однако сейчас имеет место и так называемый «покупательский экстремизм». Некоторые люди стремятся извлечь прибыль, совершив покупку.

Настал момент, когда государственные комитеты по защите прав потребителей изжили себя. И мы пересмотрели свою работу. Как и во всем мире, продолжая защищать потребителей, мы сделали акцент на их информирование.

— Когда и как вы поняли, в чем ваше призвание, и выбрали профессию?

— 7 апреля меня избрали сопредседателем Союза потребителей Российской Федерации. А 16 января я участвовал во встрече с президентом России, будучи единственным представителем региональных общественных организаций. Получается, наш труд оценили на федеральном уровне.

Пришел в профессию я непонятно и странно. Я учился в торговом институте, куда перевелся из Казанского университета, в котором учился на историческом факультете по специальности «История КПСС». В связи с тем, что курс партии сменился, а потом в 91 году ликвидировалась и сама партия, страна начала развиваться в сторону на коммерциализации, дикого рынка. В торговом институте у нас преподавал профессор КГУ Владимир Николаевич Подымов. Он должен был читать на стандартизацию, но, как оказалось, он являлся председателем союза потребителей ТАССР, одной из первых подобных организаций в Советском Союзе. Вместо стандартизации и сертификации он упорно «впихивал» студентам закон о защите прав потребителей, который в то время совершенно не работал. Нам это очень не нравилось! Наша группа даже два раза умудрилась написать просьбу отозвать этого преподавателя, ведь мы будущие торговые работники, и не хотим заниматься защитой прав потребителей.

Через год после окончания вуза я попал в Комитет по защите прав потребителей, а еще через год стал экспертом по сертификации. Я занимал, практически, все возможные должности во всех отделах.

К моменту ликвидации комитета я начал интересоваться общественным движением по защите прав потребителей. Начав преподавать в институте, я пошел по стопам профессора Подымова. А потом инициативная группа обратилась ко мне за консультационной помощью в создании союза потребителей республики Татарстан. В настоящее время мне, к сожалению, пришлось отказаться от преподавания, потому что не хватает времени. А я не люблю делать что-либо плохо, некачественно.

— В чем вы видите свою миссию?

— Важно, прежде чем поставить перед собой цель, определить свою миссию. Она не должна включать в себя личные блага, только понимание того, чем ты отличаешься от других и чем можешь быть полезен другим людям. Мы хотим, чтобы местные предприниматели выпускали более качественную продукцию и развивались на рынке республики. Мы заинтересованы в их поддержке. Например, продукты питания, произведенные в Татарстане, естественно, проходят самый короткий путь от предприятия до прилавка. К сожалению, многие производители не хотят никакой иной поддержки, кроме как административными ресурсами. У большинства местных предпринимателей нет элементарных знаний в сфере маркетинга. И люди покупают товары, произведенные в других регионах России или за рубежом, не потому что местная продукция хуже, а потому что мы не умеем ее продавать! Я думаю, что у производителей должна быть обратная связь с потребителями, должны проводиться те же потребительские конференции. Это заменит маркетинговые исследования, которые у нас не умеют проводить. Диалога изготовителя и покупателя у нас нет, есть только диалог предпринимателей с властью!

Находясь на государственной службе, я не мог реализовывать свои идеи и следовать своим убеждениям. Сейчас у меня это получается.

— Что вас вдохновляет?

— Вдохновляют востребованность и результативность. Изначально я, будучи преподавателем, просто делился со студентами и другими людьми своими знаниями и опытом в области защиты прав потребителей. В итоге, это все переросло в общественную деятельность. Я считаю, что сейчас мы делаем десятую часть того, что должны. Вдохновляют люди, которым мы помогаем: результаты 90% экспертиз в пользу потребителей, суды выигрываются. Наши разработан знак «Доверие потребителей», который получают предприятия, у которых налажено взаимодействие с людьми и лояльно относятся к потребителям. Покупая товар данных производителей, люди могут быть уверены, что у них не возникнет проблем в случае необходимости возврата товаров. У этих предприятий отлажена система досудебного урегулирования конфликтов. В настоящее время уже более 200 предприятий получили знак «Доверие потребителей». Это не так уж много, но в Татарстане, вообще, мало зарегистрированных брендов.

— Как вы определяли свою главную цель в начале пути, и какой она видится сейчас?

— Когда я начинал учиться, то у меня были разные желания: в том числе быть водителем мусоровоза. Я успел поработать дорожным рабочим во время учебы в школе, косил сено вдоль трасс. По окончании института я не планировал становиться госслужащим. Согласно моим амбициям, я мог занимать должность на уровне заместителя директора овощного магазина, в лучшем случае, стать его директором. Оценивал себя я, мягко говоря, невысоко. Остальное все пришло ко мне в процессе эволюции. Почему я добровольно ушел с государственной службы? Когда я еще работал в Комитете по защите прав потребителей, было несколько случаев, когда я отказывался от вышестоящих должностей, потому что мог принести больше пользы людям на посту, который занимал. Я – не карьерист, это точно!

— Как вы помогаете студентам, молодым специалистам раскрыть таланты осознать свое призвание?

— Я рассказываю студентам о своем пути. Я даже представить не мог, что стану специалистом по сертификации, буду заниматься защитой прав потребителей. Да ни за какие деньги! Поэтому я прошу ребят серьезно относиться к учебе и стремиться к знаниям. Я получил три высших образования. Правда, к тому моменту, как я понял, что хочу учиться, у меня голова была занята другими вещами, не хватало времени и так далее. Обидно вспоминать те времена, когда я ходил на занятие исключительно, чтобы не получить взыскание за пропуск. И я пытаюсь объяснить это студентам. Я не хочу, чтобы молодые люди смотрели на мир сквозь розовые очки. Насколько мне известно, студенты не хотят расставаться со мной, обращаются с просьбами к руководству вуза, чтобы я начал читать еще ряд предметов. Думаю, что я обязательно в будущем вернусь к преподаванию.

Но основная моя работа на данном этапе заключается в защите прав потребителей. Наша организация стала школой для многих молодых специалистов, сейчас они продолжают работать в этой сфере деятельности. Я никогда никого не уговариваю остаться работать у нас, но многие молодые люди находят в защите прав потребителей свое призвание.

Зародившись как общественное движение, Союз потребителей Татарстана сейчас работает, в большей степени, как институт. Мы помогаем коллегам из других регионов России. Я считаю, что потребители должны быть активными, защищать свои права, а не ждать подмоги от государства. В конечном итоге, мы поможем местным производителям.

— Какое из своих достижений вы считаете основным?

— Для меня высокой оценкой деятельности стало приглашение в этом году на встречу с Президентом России, которая прошла в довольно-таки узком кругу – около 20 человек. Глава государства впервые за 20 лет встретился с защитниками прав потребителей. Так это событие, можно сказать, эпохальное. Это событие перевернуло все мои представления о достижениях! Если раньше мне говорили, что нужно получить звание заслуженного работника, то сейчас понял: для меня это ничего не значит! Людей, которые носят такое звание, много, в отличие от приглашенных на встречу с президентом России представителей потребительских организаций. Я считаю, это показатель нашей работы. Дмитрий Медведев поддержал большую часть наших предложений, поручил подготовить поручение правительству, которое он, как ожидается, возглавит в мае. Он отметил, что в России обязательно должен быть общественный контроль со стороны потребителей.

— Какие таланты и способности помогли вам реализоваться на выбранном пути?

— Я думаю, упорство и целеустремленность. Я никогда не берусь за дело, если не уверен, что смогу сделать его хорошо. И в работе, и в личной жизни, и в спорте у меня подход один. Если я начинаю делать что-либо, то забываю обо всем: о сне, о еде и так далее.

— Марс Марсельевич, есть ли у вас хобби? Что оно вам дает?

— Я люблю бег. Фитнес-клубов не признаю. Мне нравится, что во время пробежки я могу быть самим собой, думать, о чем мне хочется, мне никто не мешает. Говорят, руководителю обязательно нужно бегать: ты ставишь перед собой цель и достигаешь ее. Мне интересно выбирать маршрут и протяженность пробежки, каждый раз я задаюсь вопросом: а смогу ли добежать и вернуться обратно? Поскольку я живу за городом и бегаю в лесу, то легко могу заблудиться и не вернуться, но придерживаться одного и того же маршрута мне неинтересно.

Сейчас я начал с большим удовольствием заниматься пчеловодством. Это очень серьезное дело, которое даже к разряду хобби отнести нельзя. Надеюсь, в будущем это станет моей профессиональной деятельностью. Пчелами нельзя заниматься несерьезно, потому что они могут погибнуть. Фактически, пасека может служить примером развития крупной организации, пчеловодство сродни маркетингу. Кстати, одна из моих лекций, которую я сам придумал и разработал, посвящена пчелам.

Раньше я держал коз, сейчас очень скучаю по тем временам, мне нравилось доить молоко. Пока просто не хватает времени. Но когда-нибудь я обязательно снова обзаведусь стадом коз, чудесные животные, очень умные!

— Поделитесь, пожалуйста, планами на будущее!

— Я буду продолжать стараться приносить пользу людям. Помимо Союза потребителей, нами создана система добровольной товароведческой экспертизы. Мы являемся центральным органом по сертификации товароведов в России, будем готовить товароведов. Специалисты такого рода в нашей стране, можно сказать, исчезли! В настоящее время большая часть выпускников школ хотят осваивать «красивые» специальности и, закончив вуз, оказываются невостребованными. Мы начали проводить экспертизу товаров с продуктов первой необходимости: молока, хлеба и так далее. Но в будущем мы расширим этот перечень. Мы хотим, чтобы граждане нашей республики могли покупать качественные товары, сохраняли свое здоровье и жили долгие годы.

Татьяна Ренкова специально для Kazan24


 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика