Купил машину. Хватило на 500 км

Купить подержанный автомобиль, не проехать на нем даже 500 км и получить отказ в ремонте от компании, которая продала эту машину, – житейская история. Несмотря на многочисленные предупреждения о рисковых сделках на вторичном рынке, люди все равно страдают от собственной беспечности.

Ольга купила в одном из магнитогорских автосалонов Skoda Fabia 2008 года выпуска за 345 000 рублей. Буквально через несколько дней после этого радостного события машину пришлось везти в автосервис: у автомобиля «открылась» пробуксовка сцепления. При осмотре мастер обнаружил, что есть утечка трансмиссионного масла – пришлось снимать коробку передач и сцепление. Естественно, женщина предъявила претензии продавцам иномарки, но дело пришлось решать в суде.

По словам консультанта Орджоникидзевского районного суда Магнитогорска Ирины Акмайкиной, покупатель потребовала от торгового дома безвозмездно устранить неполадки в машине и компенсировать ей моральный ущерб, который она оценила в 40 000 рублей. По словам Ольги, перед покупкой проводился только внешний осмотр машины, а проехать на ней не дали – страховки не было. Только после покупки новые владельцы обнаружили проблемы со сцеплением и узнали, что авто побывало в аварии. «В судебном заседании истец пояснила, что при покупке автомобиля не была предоставлена полная, достоверная информация», – уточняют в пресс-службе суда.

Продавец не признавал исковых требований. Представитель торгового дома утверждал, что Ольге никто не запрещал протестировать автомобиль на территории салона и осмотреть ее на подъемнике. Если бы какие-то проблемы и существовали до момента покупки, утечку масла можно было увидеть еще в автосалоне, будь проведен полноценный осмотр покупателями – ведь дефект не скрытый. Никаких гарантий на автомобиль компания не давала. Кроме того, нет никаких доказательств, что неисправность возникла до сделки, а не после нее.

По заключению эксперта о состоянии машины установить время появления неполадок было невозможно. Других доказательств, что иномарка имела неисправности еще у продавцов, Ольга не предоставила. «Это действительно большая проблема для людей, которые, не подозревая, купили неисправную машину, транспорт с перебитыми номерами, авто после ДТП и даже новую машину. Закон таков: нужно доказать, что неполадки возникли еще до покупки, а не в период владения этим товаром, – поясняет автоюрист Лев Воропаев. – А это по зубам далеко не каждой экспертизе. Их, конечно, проводят, но за хорошие деньги. В моей практике был похожий случай: клиент приобрел новый микроавтобус и через месяц начались проблемы. Экспертиза показала, что причина поломки – использование некачественного масла. Вот и доказывай, что ты не сам его залил, а в дилерском центре постарались. В итоге все равно был отказ по гарантии.

Наверняка, в случае с «Фабией» покупатель подписала акт передачи, где указывалось исправное состояние автомобиля. Это все и предопределило. Конечно, нужно было проводить тщательный осмотр еще до заключения договора».

В итоге Ольге отказали в удовлетворении иска: если девушка будет восстанавливать автомобиль, то за свой счет. Казалось бы, покупка машины с пробегом в автосалоне менее рискованна, чем с рук у частника. Но на вторичном рынке сделок со стопроцентной гарантией не бывает. В прошлом году Дмитрий Медведев, еще будучи президентом страны, инициировал поправки в Гражданский кодекс, которые якобы могли защитить покупателей от недобросовестных продавцов. Предполагалось, что введут так называемый институт заверения об обстоятельствах при заключении сделки. Суть такова: если продавец не уведомил покупателя о каких-то дефектах машины, ее аварийных историях, скрыл неприятные факты о ее прошлом и реальном техническом состоянии, впоследствии придется за это расплачиваться. Если после продажи что-то сломается или выяснится, что авто битое, с темным прошлым, новый владелец сможет потребовать возмещение ущерба с продавца. По сути, это уже прописано в нынешнем кодексе, но менее конкретизировано. А новая редакция вряд ли что-то изменила бы, поскольку опять все упирается в определение, когда появился дефект.

В такой ситуации видится только один выход: проводить полную диагностику машины перед покупкой за свой счет или в складчину с продавцом (например, если вы берете ее у частного лица). Потом подтверждать ознакомление с состоянием машины письменными расписками. Продавцу придется исправлять дефекты еще на стадии сделки или сбрасывать цену на последующий ремонт. При этом понадобится брать с покупателя расписку о том, что он согласен с такой схемой и никаких претензий больше не имеет.