Коллекторов запишут в госреестр

В России появится госреестр коллекторов, и компании, которые не войдут в него, не смогут работать на рынке взыскания долгов граждан и компаний. Как рассказал «Известиям» источник в правительстве, данным законопроектом сейчас занимается Минэкономразвития. Власти уже десяток лет не могут принять специализированный закон, который регламентировал бы деятельность коллекторов, у взыскателей долгов нет надзорного органа.

По словам источника, чтобы попасть в реестр, компания должна будет соответствовать ряду требований. В частности, минимальный уставный капитал коллекторов планируется установить на уровне 3 млн рублей; набор других критериев сейчас обсуждается. По словам источника, госреестр коллекторов появится в конце 2015-го — начале 2016 года, учитывая внимание к проблеме злоупотреблений коллекторов со стороны президента РФ Владимира Путина.

— В законе [о потребительском кредите] четко прописано, что в рабочее время можно с гражданином связываться: звонить, посылать SMS или рассчитывать на личные встречи в такое-то время, в праздничные дни — в такое-то. В ночное время — никогда. Может быть, есть смысл что-то уточнить, — отметил президент РФ Владимир Путин на форуме Общероссийского народного фронта в конце 2014 года во время обсуждения долговых проблем россиян.

Весной 2015-го Совет безопасности дал поручение Центробанку и МВД усилить борьбу с неправомерными взысканиями долгов с заемщиков банков и микрофинансовых организаций. Суть поручения Совбеза в том, что ведомства должны будут оперативно обмениваться сведениями о нарушениях при взыскании розничных долгов: жалобы граждан по этому поводу поступают в Службу по защите прав потребителей ЦБ, МВД по данным фактам возбуждает уголовные дела. В дальнейшем планируется усиление административной ответственности за неправомерные методы взыскания долгов с россиян. По мнению Совета безопасности, наличие «серых» схем взыскания долгов угрожает национальной безопасности государства (izvestia.ru/news/587408).

Дискуссии о том, как следует работать коллекторам и в какой степени надо защищать должников по кредитам, ведутся c момента зарождения коллекторского рынка 10 лет назад, но соответствующий закон до сих пор не принят. Существовало несколько версий законопроекта о коллекторской деятельности, авторами которых выступали Минэкономразвития, Ассоциация российских банков, депутаты Госдумы. В 2014 году были приняты поправки в закон о потребкредите, которые запретили коллекторам личные встречи и рассылку SMS заемщикам с 22:00 до 8:00 по рабочим дням и с 20:00 до 9:00 по выходным и праздникам. Коллекторы не имеют права угрожать жизни, здоровью и имуществу должника или членам его семьи — эти действия подпадают под статьи Уголовного кодекса. В 2015 году в Госдуму внесены и пока не рассмотрены поправки, по которым коллекторы не могут контактировать с должниками более четырех раз в сутки (izvestia.ru/news/586618), также вводится новая профессия — «коллектор» (izvestia.ru/news/584917).

В пресс-службах правительства, Центробанка и Минэкономразвития не ответили на запрос «Известий».

— Мы поддерживаем создание госреестра, — комментирует Алексей Саватюгин, президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), экс-замминистра финансов. — Участники рынка сами изначально предлагали его введение. Реестр позволит четко идентифицировать, кто действительно является коллектором и соответствует профессиональным требованиям, а кто нет. Одна из главных проблем рынка сейчас заключается в том, что коллектором может назвать себя любой. Критерии для разделения «белых» и «серых» компаний формально не определены. В результате злоупотребления, допускаемые одними игроками, отражаются на репутации других компаний, соблюдающих законодательство. Помимо требований к минимальному капиталу условием включения в реестр логично сделать раскрытие информации о структуре собственности коллекторского агентства, о его бенефициарах и руководителях, а также участие в СРО, имеющей стандарты работы и этики, страхование профответственности. Кроме того, компания должна соответствовать законодательным требованиям по обработке и защите информации, персональных данных.

По оценкам НАПКА, к новым требованиям по размеру уставного капитала крупнейшие коллекторские агентства готовы. Но если, к примеру, у «Национальной службы взыскания» и «Секвойя кредит консолидейшн» это 67,6 млн и 4,5 млн рублей соответственно, то у третьего учредителя НАПКА, «Финансового агентства по сбору платежей», — это 600 тыс. рублей, у агентства «Филберт» это 10 тыс. рублей, у агентства «Кредит Финанс» это 2,5 млн рублей — словом, почти всем фирмам придется повышать капитал.

— «Белые» коллекторы всегда соблюдают договор с кредитором, правила обработки персональных данных должника, имеют статус оператора персональных данных и надлежащим образом сертифицируют свои операционные системы, — говорит глава «Секвойи» Елена Докучаева. — А для «серых» коллекторов закон «не указ», любой метод взыскания, по их мнению, можно использовать. Поэтому с их стороны звонки поступают в любое время суток, в общении с должником используются угрозы, в подъездах развешивается информация о долге. Поэтому создание госреестра необходимо. На рынке взыскания долгов работает около 40 «белых» коллекторов и порядка 800 «серых»; «белые» занимаются взысканием 90% долгов граждан и компаний, доля «серых» на рынке — 10%.

Саватюгин указывает, что теоретически надзор за коллекторами могли бы осуществлять ЦБ или же правительственное ведомство, такое как Минэкономразвития.

— Но переговоры показали, что Банк России пока не готов принять на себя ответственность за коллекторский рынок — у него и так много объектов надзора, — указывает Саватюгин. — А правительственные структуры готовы. Логично, чтобы госреестр вел федеральный орган, который на это уполномочен — например, Минюст, Минфин или Минэкономразвития. Участникам рынка по большому счету нет разницы, кто выступит регулятором, если он будет понятен, прозрачен и будет действовать в рамках закона.

Зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов констатирует, что коллекторскую деятельность необходимо поставить под надзор, это особенно важно сейчас, в период экономического спада и роста просроченной задолженности. По данным ЦБ, объем просрочки граждан на 1 июля составил 806,3 млрд рублей, компаний — 1,7 трлн. По данным коллекторов, в I квартале банки выставили на торги рекордный объем долгов: как следует из обзора Первого коллекторского бюро (ПКБ, 194 тыс. рублей уставного капитала при выручке в 1,8 млрд рублей и чистой прибыли 397,4 млн за 2014 год), объем проданных за этот период плохих долгов россиян достиг 185 млрд рублей, то есть показатель увеличился в 5,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— Крупнейшие банки взаимодействуют с крупнейшими игроками рынка коллекторских услуг, которые, очевидно, соответствуют критериям включения в госреестр, — говорит начальник управления рисков по работе с дочерними банками Бинбанка Александр Исаев. — Таким образом, какие-либо законотворческие новации в этой сфере практически не окажут влияния на взаимодействие крупных банков и ведущих агентств. В то же время наведение порядка и устранение с рынка «серых» коллекторов может позитивно сказаться на взыскании задолженности с должников крупных банков. В случае применения незаконных методов взыскания должник, скорее, вернет деньги «серым» коллекторам, а запрет их деятельности повысит вероятность возврата по долгам, с которыми работают «белые», а именно с ними сотрудничают крупные банки. Кроме того, указанные меры в целом улучшат имидж сотрудников и компаний этой отрасли и собственно банков.

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика