Финансовые гарантии спасут туристическую отрасль от потрясений?

Ростуризм представил обновленный реестр туристических операторов. По мнению авторов инициативы, это позволит в дальнейшем избежать банкротств в туристической отрасли. Между тем эксперты уверены, что турбизнес в России совсем скоро ждут непростые времена.
Список благонадежных
В середине июля ведомство подвело итоги очередной «переписи» компаний. Согласно статье 17.2 новой редакции отраслевого закона, компании, ежегодный оборот которых превышает 250 миллионов рублей, обязаны теперь иметь финансовые гарантии в размере 12% от «объема денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года».
— Все ведущие российские туроператоры сдали в Ростуризм сведения о полученных финансовых гарантиях вовремя, в установленные законом сроки, — поясняет начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия. — Затем мы проверили предоставленные ими данные и сформировали Единый реестр туроператоров. Он практически не изменился. Причем основная часть крупных туроператоров предоставили бухгалтерскую отчетность, согласно которой они могут оставить прежнюю сумму финансовой гарантии.
Теперь в число благонадежных входит 2313 компаний по выездному туризму. Подавляющая часть из них получила финансовую гарантию в размере 30 миллионов рублей, 45 компаний получили гарантию на сумму 100 миллионов рублей и более. Самые большие гарантии взяты компаниями «Нева» (чуть более 442 миллионов рублей) и «Верса» (выше 350 миллионов).
— Чем больше гарантии туроператора, тем более высокие выплаты страховая компания может осуществить клиенту при каком-либо форс-мажоре, — разъясняет юрист одной из вологодских туркомпаний Дмитрий Болотников. — Данные изменения стали актуальны после череды банкротств на туристическом рынке в конце 2011 года. Позволят ли нововведения избежать краха операторов в будущем? Я в этом совсем не уверен.
Между тем специалисты сходятся во мнении, что новый Единый реестр в любом случае сослужит нашим отпускникам хорошую службу — из него можно получить информацию о лидерах рынка, с которыми нужно иметь дело во избежание серьезных проблем. Для этого необходимо уточнять в туристической компании, где вы покупаете путевку, продукт какого оператора она реализует.
Точка невозврата
Если законотворцы считают, что увеличенные финансовые гарантии станут важным инструментом защиты прав туристов, то участник рынка рассматривает страховку всего лишь как дополнительный налог на туристический бизнес.
— Это попытка лечить симптомы проявления болезни, а не саму болезнь отрасли, — уверен гендиректор туркомпании «Асент-Тревел» Евгений Судьбин. — Рынок в любом случае очень глубоко болен, и уже осенью ситуация с «Ланта тур» может повториться. Российский туристический рынок переполнен. Предложение давно превышает спрос. Этому явлению уже более пяти лет. С 2001 по 2006 год у туркомпаний получалось развиваться, поскольку спрос превышал предложение, но увеличившиеся аппетиты существовавших на тот момент игроков и создание на фоне роста рынка новых компаний привели к перепроизводству. При этом перестроиться, приспособившись к новым реалиям рынка, фактически никто не смог.
Статистика подобные комментарии только подтверждает. По данным авторитетного аналитического центра «Migros», порядка 70% российских туроператоров перекрывают свои каждодневные затраты поступлениями от бронирований — другими словами, живут в условиях постоянной угрозы финансового дефолта. Гораздо больше половины продуктов реализуется ниже своей себестоимости. Чтобы как-то свести концы с концами, тур­операторы вынуждены постоянно увеличивать обороты.
Где выход?
Выходов из тупика, как считают в турсообществе, два. Первый — резкое 20-30-процентное повышение цен. Но потребитель к этому не готов. Выездной туризм растет очень низкими темпами, да и то за счет не самых высоких цен на проверенные направления. Повышение цен никак не коррелируется с ростом покупательской способности в стране. Второй путь — развитие туркредитования. Однако банки не готовы вкладывать активы в довольно рискованный туристический бизнес. Кредитование в российских условиях категорически невыгодно.
— Банки дают кредиты под 20-30% годовых при краткосрочных займах, и это безумно рискованно, а долгосрочный кредит — вообще просто яма, фактически с 7 миллионов оборота в год требуется 1,5 миллиона не на погашение, а только на обслуживание такого кредита, — говорит Евгений Судьбин. — В итоге многие туроператоры уже прошли точку финансового невозврата, и крах некоторых из них неизбежен.
Еще одно июльское нововведение также направлено на защиту отпускников, но с другой стороны — вновь увеличивает давление на рынок.
Туроператорам и турагентствам при проигрыше судебных исков теперь придется в обязательном порядке выплачивать туристам штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных требований. Пленум Верховного суда на днях рассмотрел аспекты практики применения законодательства по защите прав потребителей. И неожиданно для многих игроков отрасли постановил, что размер неустойки, взыскиваемой с турфирмы в пользу потребителя, подлежит уменьшению только при одновременном соблюдении следующих условий: в исключительных случаях, при наличии заявления ответчика и с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым. Юристы туротрасли тут же заявили, что это в корне меняет сложившуюся практику.
— Скорее всего, неустойка будет снижаться в меньшем количестве случаев. Ранее размер неустойки уменьшался судами практически всегда. Добавим к этому увеличение штрафов, налагаемых на компании за просчеты в работе с клиентами, — и получаем серьезное увеличение финансового давления, — поясняет Дмитрий Болотников.
Кроме того, постановление суда лишает турфирмы в большинстве случаев возможности апеллировать к условиям договора, освобождающим компанию от ответственности за действия авиакомпании. Прежде всего этот пунктик ударит по туроператорам — их риски вырастут в разы.
Эксперты уверены, что финансовая и административная нагрузка на турбизнес уже этой осенью заметно вырастет. Что в любом случае скажется и на ценах на рынке. По предварительным прогнозам, туроператоры могут оценить свои дополнительные расходы в плюс 5-7% от нынешней стоимости продукта. Правда, скорее всего, рост цен коснется элитных направлений и продуктов. Массового сегмента изменения не должны коснуться, так как снижение общей клиентской базы для турбизнеса сейчас невыгодно как никогда.
Полеты тоже подорожают
Цены на авиаперевозки поднимутся на 8-10% из-за увеличения стоимости аренды взлетно-посадочных полос. Следовательно, вырастут расценки и на отдых.
Сейчас аренда взлетно-посадочных полос обходится аэропорту «Шереметьево» примерно в 200 миллионов рублей в год. По некоторым данным, осенью эта ставка может возрасти до 500 миллионов.
«Внуково» по договору аренды инфраструктуры платит 10% выручки от использования этой инфраструктуры. В 2011 году это составляло 70 миллионов рублей. «Домодедово» платит за аренду своих ВПП около 90 миллионов рублей.
Участники рынка отмечают, что новые ставки по арендной плате могут лишить аэропорты существенной доли прибыли. Все эти платежи аэропорты переложат на авиакомпании, а те, в свою очередь, включат новые расходы в тарифы для авиапассажиров. По средней оценке, цена билета может вырасти осенью на 8-10%.

Артем ПОМЯЛОВ