Действия потребителей в случае покупки некачественного технически сложного товара

В последнее время участились случаи обращения граждан в органы по защите прав потребителей на действия сервисных Центов по гарантийному обслуживанию  товаров. Это и неудивительно, поскольку технически-сложные товары относятся к дорогостоящим видам товаров и, естественно, потребители стараются воспользоваться своим правом на гарантийное обслуживание в случае обнаружения в них недостатков.

Действующее законодательство предусматривает следующий порядок урегулирования данных правоотношений.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре потребитель (в случае, если они не были оговорены продавцом), вправе:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы; предъявить требование о замене на товар этой же марки (модели, артикула); предъявить требование о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

В отношении технически-сложных товаров, таких как: автотранспортные средства, мотоциклы, снегоходы, катера, холодильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры и другие товары, указанные в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 № 575 перечне, потребитель в случае обнаружения недостатков имеет право  предъявить вышеуказанные требования в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Однако, несмотря на регламентированный порядок действий сторон, в случае обнаружения недостатков в товаре, в реальной жизни потребители сталкиваются с множеством проблем.

Сервисные центры при проверке качества технически-сложных товаров бытового назначения выдают акты, в которых указывают, что причиной возникновения недостатка товара являются нарушения потребителем правил эксплуатации товара, следы неквалифицированного ремонта, наличие влаги и т.п.

Результат такого заключения приводит к снятию товаров с гарантии. Жалобы сводятся к тому, что потребители не согласны с данными заключениями сервисных центров, так как не совершали никаких подобных действий с товаром.

В некоторых случаях потребители замечали, что после проведения проверки качества товара продавцом (или иной уполномоченной организацией) технически-сложный товар имел видимые повреждения корпуса, панели и т.д. Доказать факт того, что повреждения товара возникли именно после проведения проверки качества товара, сложно. В данном случае  при передаче технически-сложного товара его продавцу необходимо обращать внимание на описание внешнего вида.

Зачастую продавцы товаров отказывают потребителям в удовлетворении их требований, ссылаясь на акты проверки качества товаров сервисных центров. Продавцы считают достаточным выданные сервисными центрами заключения и не проводят экспертизу товара. А многие торговые предприятия дают разъяснения покупателям, что в случае несогласия с актом проведения проверки качества товара потребитель должен самостоятельно провести экспертизу товара. Данное заявление противоречит Закону, так как при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет (товар на гарантии).

Как видно из практики рассмотрения обращений потребителей, почти во всех случаях их не извещали о времени проведения проверки качества товара, то есть осмотр товара и установление причин возникновения его недостатка проводили без участия потребителей. В своих заявлениях потребители отмечали, что им нет смысла вскрывать товар, ремонтировать самим или где-либо, поливать водой, так как на товар установлен гарантийный срок.

В любом случае, в целях недопущения со стороны сервисных центров выдачи актов проверки качества товара с заключениями о наличии следов неквалифицированного ремонта, влаги, механического воздействия, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» напоминает, что потребитель имеет право участвовать в проведении проверки качества товара.

Уважаемые покупатели, для получения квалифицированных консультаций при возникновении спорных ситуаций в отношении технических сложных товаров, а также оказания правовой помощи при нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей (при выполнении работ, оказании услуг) Вы можете обратиться в «Общество защиты прав потребителей Свердловской области», расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крауля, 57, с 09-00 до 19-00.

 

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика