Банки России не имеют права передавать информацию о заемщиках коллекторским компаниям

Согласно Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 августа 2011 г. N 01/10790-1-32 «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей при замене лица в договорном обязательстве (по делам с участием территориальных органов Роспотребнадзора)» банки России не могут передавать коллекторским агентствам информацию о заемщиках и право требовать с них долги.

 Кредитные договоры зачастую содержат условие о том, что в случае неисполнения заемщиком своих обязательств банк может передать право истребования долга третьим лицам. Ими, в частности, могут оказаться коллекторские агентства.

Сообщается, что Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды признают указанные действия противозаконными.

Во-первых, суды пришли к выводу, что право требования по кредитному договору может быть передано, но исключительно другому банку. Соответственно, в договоре должно быть прямое указание на это.

Во-вторых, лицо, которому передается право требования, получает информацию о заемщике. Она является банковской тайной. Доступ к ней имеет строго определенный круг лиц (банки, сами клиенты и их представители, бюро кредитных историй, госорганы).

Таким образом, уступка права требования небанковской организации влечет за собой нарушение законодательства о банковской тайне.

Также из изложенного следует, что банки не вправе передавать сведения о заемщике лицам, не входящим в указанный круг, даже в целях сбора долгов.

В соответствии с изложенным даны рекомендации территориальным органам Роспотребнадзора, прямой обязанностью которых является защита прав потребителей (к которым также относятся заемщики).

В частности, приведенные примеры правовой квалификации конкретных событий в сфере финансовых услуг могут быть применены по аналогии в других сегментах потребительского рынка. Прежде всего, это касается областей, где обслуживание потребителей требует наличия специального права или соблюдения установленного законом порядка.

Например, в сфере ЖКХ деятельность по управлению многоквартирными домами хотя и не лицензируется, но при этом статус «управляющей организации» сам по себе связан со специальным порядком приобретения соответствующих полномочий.

Согласно Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 августа 2011 г. N 01/10790-1-32 «О практике применения судами законодательства о защите прав потребителей при замене лица в договорном обязательстве (по делам с участием территориальных органов Роспотребнадзора)» банки России не могут передавать коллекторским агентствам информацию о заемщиках и право требовать с них долги.

Кредитные договоры зачастую содержат условие о том, что в случае неисполнения заемщиком своих обязательств банк может передать право истребования долга третьим лицам. Ими, в частности, могут оказаться коллекторские агентства.

Сообщается, что Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды признают указанные действия противозаконными.

Во-первых, суды пришли к выводу, что право требования по кредитному договору может быть передано, но исключительно другому банку. Соответственно, в договоре должно быть прямое указание на это.

Во-вторых, лицо, которому передается право требования, получает информацию о заемщике. Она является банковской тайной. Доступ к ней имеет строго определенный круг лиц (банки, сами клиенты и их представители, бюро кредитных историй, госорганы).

Таким образом, уступка права требования небанковской организации влечет за собой нарушение законодательства о банковской тайне.

Также из изложенного следует, что банки не вправе передавать сведения о заемщике лицам, не входящим в указанный круг, даже в целях сбора долгов.

В соответствии с изложенным даны рекомендации территориальным органам Роспотребнадзора, прямой обязанностью которых является защита прав потребителей (к которым также относятся заемщики).

В частности, приведенные примеры правовой квалификации конкретных событий в сфере финансовых услуг могут быть применены по аналогии в других сегментах потребительского рынка. Прежде всего, это касается областей, где обслуживание потребителей требует наличия специального права или соблюдения установленного законом порядка.

Например, в сфере ЖКХ деятельность по управлению многоквартирными домами хотя и не лицензируется, но при этом статус «управляющей организации» сам по себе связан со специальным порядком приобретения соответствующих полномочий.


 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика