Защита прав потребителей в Казахстане

_/

Защита прав потребителей в Казахстане

22.07.2013

Несмотря на то, что в Казахстане в последнее время часто говорят о правах потребителей и даже принимается ряд законопроектов в этой сфере, ситуация остается по большей части неопределенной.  Каждый день нам приходится наблюдать различные правонарушения прав потребителей со стороны товаро-  и услугодателей. При этом в стране насчитывается более ста контролирующих органов, провозглашающих себя защитниками прав потребителей. К примеру, в европейских странах контролирующих органов, стоящих на страже прав потребителей, не столь много: полицейский, медицинский и налоговый контроль. Вместе с тем, это не мешает европейским потребителям чувствовать себя вполне защищенными. Так как у них есть конкретные,  отработанные механизмы, в один голос заявляют  казахстанские эксперты.

По данным АЗК, из всех жалоб потребителей, поступающих в агентство, 41% претензий  относится к качеству товаров, 29%  к качеству услуг. На третьем месте по количеству жалоб  сфера жилищно-коммунального хозяйства и строительства  21%, в то время как недовольство работой КСК (согласно отчету о деятельности ОЮЛА «Лига потребителей Казахстана» за 2012 год)  занимает лидирующую позицию в рейтинге жалоб потребителей.

Говоря о тех, кто занимается защитой прав потребителей, стоит сказать, что в стране есть две крупные организации:  АРЕМ и АЗК, в задачу которых входит регулирование деятельности монополистов, а также создание условий для конкурентной среды на рынке. Однако на деле, ни АРЕМ, ни АЗК не могут справиться с засильем монополистов, поскольку не обладают реальными рычагами влияния на, фактически, государственные предприятия.  Дабы упростить задачу этим организациям, изо дня в день появляются все больше различных общественных объединений, которые, в отличие от вышеуказанных госорганов, берут за свои услуги определенную сумму.

Сумма выплаты зависит от сложности ситуации. Если дело касается продуктов питания, то оно считается не совсем выгодным, так как расходов на проведение всевозможных экспертиз уходит больше, и те 10% от суммы иска приносят крайне малый доход. Безвозмездная помощь в организациях также предусматривается, в виде бесплатной консультации по горячей линии или  совета юриста при личной встрече.

Президент Общественного объединения по защите прав потребителей «АДАЛ» Артык Сейткалиева винит во всем очередные законодательные новеллы. Напомним, что в 2010 году была принята вторая редакция закона о «Защите прав потребителей». В первой же  редакции старого закона,  разработанного еще в 1991 году, разрешалось 30% от суммы штрафа ответчика перечислять на счет общества. «Тем самым, мы имели возможность зарабатывать и содержать свое общество. А сейчас ситуация сложнее, таких прав у нас уже нет. Старый закон был лучше. По-новому мы имеем те же права, что и простые потребители, только от уплаты госпошлины освобождаемся. Нам же надо как-то выживать, поэтому приходится свои услуги продавать»,- сетует президент ООЗПП.

Поддерживает подобные платные услуги и правозащитник Сергей Уткин. Он считает, что общественные организации в стране нужны, учитывая все возрастающее число нарушений прав потребителей, которые практически превратились для Казахстана в норму. И тот факт, что за защиту нужно платить, не должен пугать людей, так как в конечном итоге сумма их выигрыша более значительная.

«Некоммерческие организации могут брать за свои услуги деньги. Закон это предусматривает. Главное, чтобы это было прописано в их уставе. Если это официальное зарегистрированное общество, то они ведут учет и предоставляют свои услуги. Я считаю, что ничего неправильного в этом нет. Каждый выживает, как может»,- сказал Уткин kursiv.kz.

Однако вице-президент НАП Тимур Назханов придерживается другой точки зрения в этом вопросе. Он считает, что такие квазигосударственные сообщества лишь усложняют жизнь предпринимателям.   «Сегодня общественные организации по законодательству не имеют права проверять предприятия. Это прерогатива исключительно госорганов. А их сегодня более ста и они под любыми предлогами могут проверять предпринимателя, без решения суда арестовывать счета, доводить до банкротства действующие предприятия. Также, говоря о предпринимателях и потребителях, нужно учесть то, что низкий уровень конкурентоспособности на нашем рынке между предприятиями не позволяет насытить рынок в достаточном количестве товарами и услугами, удовлетворяющими спрос потребителей. Поэтому мы и имеем товары и услуги низкого качества, предлагаемые субъектами малого бизнеса »,- сетует г-н Назханов.

В этой связи президент Национальной Лиги потребителей РК Светлана Романовская, выступая в марте на заседании клуба ИПР, отметила, что права потребителей будут защищены лишь тогда, когда они сами проведут значительную работу над собой и перерастут из простых  потребителей в грамотных. 

«До тех пор,  пока не будет грамотного потребителя, не будет конкурентоспособного производителя. Дитя не плачет, мать не разумеет. И сейчас мы сталкиваемся с тем, что 5-7% наших предпринимателей конкурентоспособны, а все остальные понимают, что их качество и цена никому не нужны не только в Казахстане, но и за пределами страны».

Сегодня специалисты отмечают, что существует значительное число проблем, так или иначе связанных с механизмом защиты прав потребителей в различных областях. Например, если речь идет о предоставлении банковских услуг, то потребители  отмечают, что банки грешат предоставлением некачественной и недостоверной информации, завышением  процентных ставок, малопонятными трактовками тех или иных законодательных норм в данной сфере, сложными формулировками в договорах, которые позволяют совершать те или иные операции в пользу банков.

Так можно брать любую сферу защиты прав потребителей и выясняется, что механизмов ухода от реальной защиты, а не пустого декларирования, крайне много.  Стоит отметить, что, согласно списку Всемирной организации союзов потребителей, каждый имеет право на: информацию, безопасность, выбор, возмещение ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей, здоровую окружающую среду, а также право быть услышанным. И, кажется, именно право быть услышанным и понятым в Казахстане остается для потребителя красивыми словами, далекими от реальности.

Источник «КУРСИВъ»