За что прогнали покупательницу?

_/

За что прогнали покупательницу?

21.06.2012

Вологжанка Розалия Степановна Здорова рассказала в письме в редакцию «Красного Севера» о том, как продавец нахамила ей в магазине, а после отказалась предоставить книгу отзывов и предложений. После нашего вмешательства продавец получила строгий выговор и принесла извинения Розалии Степановне. Как вести себя вологжанам, оказавшимся в подобной ситуации? 

Ни столика, ни прилавка
Несмотря на ливень, у Розалии Степановны было хорошее настроение: ей предстояла дальняя поездка на родину, в Новосибирск, и женщина решила запастись бытовой химией на приличную по масштабам ее пенсии сумму. Такого рода покупки она привыкла делать рядом с домом — в отделе бытовой химии «Все для дома» торгового центра на улице Чернышевского, 103. По пути женщина купила воду в пункте розлива. 
В магазине с покупками определилась быстро. Но как достать кошелек, если в руках сумка, пятилитровая бутыль да еще и зонтик? Ни столика, ни прилавка в торговом зале Розалия Степановна не обнаружила. Поэтому поставила бутыль на пол, зонтик примостила на пластмассовом контейнере с ценником. И вдруг резкий крик из-за прилавка: «Женщина, уберите зонтик!»
— А куда мне его поставить? Или положить?
— Держите в руках!
— А как же мне взять товар, рассчитаться? Где у вас стол, куда бы я могла положить свои сумки? 
— Это ваша проблема, — был ответ продавца. 
На просьбу предоставить книгу отзывов, чтобы записать предложение об установке стола для сумок и хотя бы какой-нибудь коробки для зонтиков, хозяйка прилавка также ответила по-хамски: мол, ничего вам не дам. И велела покинуть магазин. Как выяснилось, это была заведующая торговой точкой Светлана Шишина. 
В ужасном настроении Розалия Степановна пошла в магазин «Бригантина» через дорогу, где продавцы аналогичного отдела отнеслись к ней исключительно внимательно, вежливо, помогли выбрать товар и даже компактно его упаковали. Они от всей души поблагодарили покупательницу за семисотрублевую покупку и пригласили приходить еще. 
— Этот магазин дальше от дома, надо переходить дорогу, что для меня, пожилого человека, проблематично, — сожалеет пожилая женщина. Однако к оскорбившим ее продавцам она решила больше ни за что не ходить и посоветовать это же своим знакомым. 
Обида у пожилой женщины не прошла до сих пор, и она рассказала об этом случае в своем письме в редакцию. «Буду рада, если хамство торговых работников исчезнет и к нам будут относиться уважительно», — так объяснила она свою цель.
Розалия Степановна заслуживает уважения, как никто другой, поняли мы, познакомившись с этой необыкновенной женщиной поближе. Она — заслуженный педагог, отдавший воспитанию подрастающего поколения более 45 лет. Преподавала математику в вологодской школе № 11 и хорошо помнит всех своих учеников. Они отвечают ей взаимностью, постоянно навещают, приглашают на встречи выпускников. Последняя состоялась буквально на днях, когда ее любимый класс организовал встречу через 40 лет после окончания школы. Розалия Степановна Здорова, их классный руководитель, была на торжестве самым почетным гостем.
Опоздавшая вежливость 
Мы побывали в магазине на улице Чернышевского. Покупателей в нем не увидели, так же как и информационного стенда, книги отзывов, не говоря уж о каких-то элементарных удобствах для покупателей. Заведующая отделом Светлана Шишина сказала в свое оправдание, что покупательница положила зонтик на товар, и она ей просто сделала замечание, совсем не желая обидеть, что информационный стенд в магазине был, но сейчас обновляется. Книгу отзывов она нам предъявила и сообщила контактный телефон хозяйки торговой точки, предпринимателя Ольги Сухановой. Ольга Вениаминовна на случившееся отреагировала быстро. Уже на другой день сообщила в редакцию о принятых мерах: заведующей Светлане Шишиной объявлен строгий выговор, еще одно замечание — и она будет уволена. С продавцами проведена воспитательная работа, прилавок у кассы и стол для сумок в торговом зале установлены. Сделаны сразу два информационных стенда для потребителей, которые размещены на видном месте. Заведующая Светлана Шишина по телефону принесла покупательнице извинения. 
Тем не менее вместе с Розалией Степановной мы решили вновь посетить магазин. Сама Светлана Шишина находилась на выходном, поэтому извинения в очередной раз принесла другая продавец и в качестве компенсации морального вреда вручила покупательнице подарок — набор хороших шампуней. У кассы действительно появился небольшой прилавок для сумок, зонтиков и прочих вещей, поставлена пластиковая этажерка. Стенды для потребителей — образцовые! В кармашках — и книга отзывов, и Правила торговли, и Закон о защите прав потребителей, другие полезные для покупателей сведения. Отдельно, на круглой колонне, огромным шрифтом — реквизиты предприятия и его владельца. 
Все как положено. Спасибо принципиальной Розалии Степановне, которая помогла навести здесь такой порядок.


Как противостоять хамству
Советы психолога Александра Михайлова: 
— Если ты сам не хам, то отвечать хамством очень сложно, потому что ты играешь на чужом поле. Если можешь ответить нормально, аргументированно — ответь. Но здесь возникает другая проблема: у хама не работают рецепторы, воспринимающие разумные аргументы. К тому же спокойным ответом его можно просто спровоцировать. Поэтому лучший выход — повернуться и уйти.
В случае если вам некуда деться от хама, нужно стараться самому не повышать голос. Хам ждет от вас такой же реакции, какую проявляет он сам. Поэтому, если ты сохраняешь спокойствие, есть вероятность, что он не будет больше хамить. Зачастую бывает важно и постоять за себя: нужно громко и четко объяснить человеку, что с вами так разговаривать нельзя. Но это крайняя мера. 
А что делать, если чувство обиды и дискомфорта уже накрыло вас? Здесь очень хороший способ — позвонить близким людям. Но не жаловаться, а просто пообщаться с теми, кто будет разговаривать, любя и уважая тебя. Тем самым ты восстановишь свое эмоциональное состояние. 

Татьяна ШАЛУШКИНА

Источник «Красный Север»