РОСПОТРЕБИНФОРМ

Война вокруг прилавка

_/

Война вокруг прилавка

15.03.2014

15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей.

Коммерсанты пытаются обмануть покупателей, но и те, в свою очередь, не остаются в долгу. Председатель совета областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит» Евгений РАБИНОВИЧ знает об этом не понаслышке.

Как наскрести миллион

Великий комбинатор знал всего лишь четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения. Его современные «внуки» придумали их значительно больше. Причем многие современные коммерсанты, как и Остап Ибрагимович, чтят Уголовный кодекс. Да и зачем нарушать закон, если можно найти обходную тропинку?

— К примеру, кое-где сегодня стали продавать молоко, назначая цену уже не за литр, как раньше, а за килограмм, — рассказывает Евгений Рабинович. — При этом цифры на ценниках остались без изменений.

Те, кто прогуливал в школе уроки, не обращают внимания на такую подмену. Они думают, что вес молока и объем совпадают. Наивные люди! А отличники знают, что масса равна объему, помноженному на плотность. Если 1000 миллилитров умножить на 1029,5 кг/м³ (плотность молока), то получим 1,0295 килограмма. То есть в литровую тару входит не килограмм, а почти на 30 граммов больше. Соответственно, на столько же граммов меньше получит и потребитель, покупая килограмм молока по цене литра. Казалось бы, мелочь, пустяк, но на таких пустяках бизнесмены делают состояния. Если, конечно, они торгуют не килограммами, а сотнями тысяч тонн молока. Грамм к грамму, копейка к копейке — вот и наскребли себе миллион. Причем из наших карманов.

А некоторые предприниматели делают еще проще. Зачем заморачиваться с какими-то формулами, если можно, как встарь, недолить, недосыпать?

— Цена некоторых чистящих порошков выросла практически вдвое, — делится наблюдениями Евгений Яковлевич. — Однако ценник при этом не изменился, чтобы не отпугнуть покупателей. Но в чем тогда фокус-покус?

Да в том, что флаконы оставили прежние, а порошка в них теперь насыпают в два раза меньше. Омичи замечают это, как правило, уже дома. При этом сказать, что их обманули, нельзя — на упаковке честно написано, сколько внутри нее содержимого. Не прочитали? Так это ваши проблемы, а коммерсанты тут ни при чем.

Но иногда они все же переходят грань, отделяющую поиск дырок в законе от нарушения существующих правил и нормативов.

Зефир для тещи

Покупая товар или оплачивая услугу, человек имеет полное право рассчитывать, что его не обманут. А вот до некоторых предпринимателей это, увы, пока не доходит. Для них главное — деньги, а качеством можно и пренебречь.

К примеру, молодожен купил для своей тещи зефир. Парень рассчитывал с ней подружиться, а получается, разозлил. Да и как тут не злиться, не буйствовать, если бедная женщина едва не сломала зубы о спички, которыми было нашпиговано лакомство? То самое, которое зять подарил. Хорошо еще, что его в тот момент дома не было.

— Позже выяснилось, что парень не виноват, а спички попали в зефир прямо на фабрике, — поясняет Евгений Рабинович, которого попросили разобраться в этой истории. — Их недосмотр, их брак — им и платить.

И ведь заплатили, прислав омичу пять тысяч рублей в качестве компенсации. Правда, лишь после того, как Евгений Яковлевич недвусмысленно намекнул фирмачам на Закон РФ «О защите прав потребителей».

Этот закон вышел в 1992 году, и специалисты сразу же окрестили его законом-мечтой. Он действительно облегчает жизнь простым гражданам и позволяет бороться за собственные права, которые были нарушены бизнесменами. А такое случается не так уж редко.

— Омичи приносили мне шоколад, в котором ползали черви, — вспоминает председатель совета «Омского союза потребителей «Щит». — Булку хлеба, которая практически сгнила внутри, — да чего только не было. И нам удалось отстоять права потребителей.

К примеру, женщине, которой продали заплесневевшую буханку, производители не только вернули ее стоимость, но и выплатили три тысячи сверху за моральный ущерб. Но правила игры нарушают не только производители продуктов питания.

— Немало жалоб поступает на производителей и установщиков пластиковых окон, — говорит Рабинович. — К примеру, некая фирма (не хочу ее называть) установила пять окон мужчине, который потом с ними вдоволь намучился.

Омича уверяли, что окна не замерзают даже в самые лютые холода, и попросили за это благо цивилизации около ста тысяч рублей. Но вместо радости новые окна принесли лишь проблемы. Они стали «плакать», и конденсат веселыми ручейками сбегал по подоконнику на пол. Жильцы не расставались с тряпкой и тазиком, а на окнах от сырости завелась черная плесень. Не вытерпев, хозяин квартиры поехал разбираться в фирму, которая их устанавливала. Но там мужчину и слушать не стали.

— Ему заявили, что дело не в окнах, а якобы в плохом микроклимате этой квартиры, — рассказывает Евгений Яковлевич. — Но мы, опираясь на Закон «О защите прав потребителей», все же добились того, чтобы сотрудники этой фирмы исправили свои недоделки.

С окнами у омича теперь проблем нет, но кто вернет ему потраченные на борьбу с коммерсантами нервные клетки? Неудивительно, что после подобных историй многие потребители начинают воспринимать фирмачей как врагов. А некоторые даже идут в контратаку, вооружившись все тем же Законом РФ «О защите прав потребителей». Как оказалось, его можно с успехом использовать для вымогательства.

Обыкновенный шантаж

Утюг и паяльник остались в лихих 90-х. Сегодня в ходу другое оружие — тот самый Закон «О защите прав потребителей». С его помощью можно развести на деньги, наверное, каждого коммерсанта. Это явление названо потребительским экстремизмом.

— К примеру, какое-то время назад безработный мужчина наводил ужас на владельцев небольших магазинчиков, — вспоминает Евгений Рабинович. — Встав поутру, он обходил подобные заведения и покупал там какую-то мелочь. Что именно, ему было без разницы.

Главное — это талантливо разыграть представление перед опешившим продавцом. Мол, обманули, ограбили честного человека, подсунули негодный товар! После чего хитрец требовал возмещение морального вреда. Сумму просил небольшую, рублей около пятисот. Имидж дороже, и, как правило, продавцы покорно платили. А мужик шел в другой магазин и начинал все по-новому. Таким образом в день он зарабатывал несколько тысяч рублей.

Болеем продвинутые потребители-экстремисты покупают дорогие костюмы и обувь, а потом, поносив сколько надо, возвращают их в магазин как некачественные. А чтобы продавцы не шумели, вещи искусственно портят. То же самое, кстати, касается и бытовой техники или тех же часов. Впрочем, порой коммерсанты подставляются сами.

— Омич приобрел часы для подводного плавания, — говорит председатель совета «Омского союза потребителей «Щит». — Как ему пояснили, они способны выдержать погружение на глубину до двухсот метров.

Бизнесмсены, наверное, думали, что их слова никто не проверит. А под такую-то замануху и цену на часики повысить не грех. Но этот омич был опытным дайвером. Он поехал на море и нырнул вместе с водонепроницаемыми часами. Не на двести метров — на сто, но и этого оказалось достаточно. Часы, конечно, сломались. Пришлось коммерсантам возвращать дайверу деньги, уплаченные за них. Они, разумеется, не хотели, но с Законом «О защите прав потребителей» не поспоришь. С тем самым, который надо бы знать и простым покупателям, и предпринимателям, чтобы после не было мучительно больно за бесцельно потраченные дензнаки.

Источник: Вечерний Омск

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика