Торговые сети идут в отказ

_/

Торговые сети идут в отказ

22.05.2013

Ассоциация компаний розничной торговли и X5 Retail Group хотят получить право отказывать в возврате товара при отсутствии чека у покупателя. Они уверены, что потребитель должен сам отслеживать сроки годности приобретаемых товаров. Случается, что в магазин возвращают просрочку, хотя куплена она была совсем в другом месте.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) совместно с X5 Retail Group предлагает изменить правила возврата покупок. Ритейлеры стремятся получить право отказывать в возврате товара при отсутствии чека у покупателя. Последний, по их мнению, должен лично отслеживать сроки годности приобретаемых товаров.

Нормы устарели

Доклад ритейлеров под названием «О необходимости модернизации правил торговли» рассмотрят 30 мая на экспертном совете по вопросам торговой деятельности при Минпромторге. Он подразумевает внесение изменений в постановление правительства РФ №55 от 19 января 1998 года. Как рассказал Firstnews директор по корпоративным коммуникациям X5 Retail Group Михаил Суслов, планируется изменить порядка 70 устаревших норм.

По его словам, многие правила не учитывают специфику форматов торговли, представленных на рынке России. Нужно ввести понятие «магазины самообслуживания» – супермаркеты и гипермаркеты, в которых торгуют всем – продуктами питания, бытовыми, парфюмерно-косметическими, текстильными товарами.

Работа на полку

Сейчас в залах запрещено выкладывать товар в транспортной упаковке. Приходя в супермаркет и желая приобрести упаковку из шести соединённых пластиковой лентой бутылок, по закону покупатель этого сделать не может. Эти бутылки ритейлеры обязаны выкладывать на полку.

Кроме того, нельзя поставить один ценник на линейку соков и сказать: любой вкус, например, по 28 рублей. По текущим правилам законодательства, каждый ценник нужно рисовать отдельно, делать его бумажным, так как сзади на нём должен расписываться директор магазина и ставить печать. При этом процесс ценообразования происходит почти ежедневно.

«Представляете, какое это количество дурацкой работы? – говорит Суслов. – Можно было просто повесить электронные ценники, на которые автоматически система загрузилась бы. Если в супермаркетах мы продаём, не дай Бог, тапочки, мы должны установить банкетки и зеркала для их примерки. Таких историй куча».

Потребительский экстремизм

Ритейлеры хотят покончить с возвратом некачественных продуктов, если у покупателя нет на руках товарного или кассового чека по следующей причине: зачастую потребитель возвращает в магазин просроченный товар, хотя куплен он был совсем в другом месте. Это называется «потребительский экстремизм».

«Если к нам приходит покупатель без чека, то мы узнаём у него информацию о покупке, смотрим записи с камер видеонаблюдения с прицелом на этого человека. Убеждаемся, что этот покупатель добросовестный, и возвращаем ему товар, — рассказывает Firstnews Михаил Суслов. – А бывает, что приходят «покупатели», которые не могут толком сказать, какие продукты они покупали, когда. Выясняется, что это не тот товар, который был в партии. Его «покупатель» принёс с рынка или помойки».

Клиент всегда прав

Ритейлеры против нормы, которая обязывает продавцов передать товар покупателю с таким расчётом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

«По закону мы должны продавать товар, рассчитывая, чтобы покупать употребил его в течение срока годности. То есть мы должны спрашивать или угадывать, до какого срока покупатель хочет употребить продукт. В магазине не должно быть просроченных товаров», — сказал Суслов.

Согласно современному российскому законодательству, покупатель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14-ти дней, не считая дня его покупки. Обмену не подлежат технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки.

Мнение экспертов

Владимиру Слепаку, руководителю рабочей группы Общественной палаты РФ по защите прав потребителей, сопредседателю Союза потребителей РФ, кажется странным, что торговые сети решили продвигать инициативу, направленную против прав потребителей.

По его словам, согласно ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей», любой некачественный товар или товар с недостатками можно вернуть продавцу, и отсутствие чека не является препятствием для принятия правильного и справедливого решения.

«Каждый потребитель имеет право на бесплатную экспертизу, которая подтвердит, что товар действительно имеет брак или иные недостатки, являющиеся основанием для возврата денег или его замены. Проверка качества товара производится самим продавцом и по первому же требованию покупателя», — передаёт слова Слепака сайт трибуны Общественной палаты.

Председатель Союза потребителей России Петр Щелищ считает, что, безусловно, потребитель должен следить за сроками годности товаров, «но это совершенно не снимает ответственности с продавца, который выкладывает на полки товар с истекшим сроком годности».

Источник «Фест Ньюс».