Страховым компаниям позволили задерживать выплаты

_/

Страховым компаниям позволили задерживать выплаты

09.02.2014

За несвоевременную выплату возмещения по добровольным видам страхования потребители могут взыскать с компании только 8,25 процента годовых. К такому выводу 5 февраля пришел президиум Верховного суда России.

Полтора года назад тот же Верховный суд России признал страхователей потребителями. Но такое решение породило новые споры – о мере ответственности страховых компаний за несвоевременную выплату возмещения. Ведь закон о защите прав потребителей предусматривает, что в случае нарушения сроков оказания услуг за каждый день просрочки с исполнителя может быть взыскана неустойка в размере трех процентов от цены услуги или общей стоимости заказа. Такие жесткие санкции (почти 1100 процентов годовых) призваны предупреждать нарушения прав потребителей, которые являются экономически слабой стороной в отношениях с сильными компаниями.

Однако теперь высшая инстанция пришла к выводу, что эта норма закона не может применяться к договорам добровольного страхования. «Выплата страхового возмещения не является ценой страховой услуги, поэтому на сумму страхового возмещения при задержке ее выплаты не может начисляться указанная неустойка… Таким образом, в случае нарушения сроков выплаты страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества граждан на сумму страхового возмещения могут начисляться только проценты, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса РФ», – констатировали служители Фемиды.

Согласно указанной судьями статье пени рассчитаются исходя из учетной ставки Банка России, которая сегодня составляет 8,25 процента годовых. Это почти в полтора раза ниже процентов по корпоративным банковским кредитам и иным финансовым инструментам. Таким образом, страховщикам во многих случаях преднамеренная задержка выплаты возмещений клиентам может оказаться экономически выгодной. В то же время компаниям не стоит злоупотреблять такой возможностью – в случае подачи потребителем иска в суд помимо основной суммы возмещения и пени с нарушителя может быть взыскан штраф за уклонение от добровольного исполнения законных требований клиента. Он составляет уже 50 процентов от всей причитающейся суммы.

По данным судебного департамента, в Северной столице ежемесячно рассматривается 260 — 270 дел о взыскании страхового возмещения в пользу частных клиентов, почти 95 процентов из них решается в пользу истцов.

Напомним, что законодательство об ОСАГО предусматривает повышенную ответственность страховщиков – взыскание в пользу потерпевшего пени исходя из почти пятикратной ставки Банка России (40,2 процента годовых). В июне 2012 года Минфин предложил ввести административную ответственность за несоблюдение установленных сроков рассмотрения заявления и выплаты страховки – штрафовать не уважающих права клиентов компании на 100 тысяч рублей. Однако правительство России пока не поддержало такие инициативы финансового ведомства.

Источник: Фонтанка.ру

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика