СПРФ не поддерживает законопроект Правительства РФ о внесении изменений в ст. 45 и 46 закона «О защите прав потребителей»

_/

СПРФ не поддерживает законопроект Правительства РФ о внесении изменений в ст. 45 и 46 закона «О защите прав потребителей»

23.10.2013

Руководителю Роспотребнадзора

Г.Г. Онищенко

 

Уважаемый Геннадий Григорьевич!

 

В соответствии с письмом Вашего заместителя И.В.Брагиной Союз потребителей РФ рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 45 и 46    Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и сообщает, что не поддерживает указанный законопроект по следующим основаниям.

  1. Законопроект содержит два дополнения к действующей редакции закона, первое из которых ограничивает основания для проведения общественного контроля обязательным требованием наличия обращения потребителя о нарушении его прав.  Такое требование представляет собой бессмысленный мелкий бюрократический барьер, не способный что-либо принципиально изменить в действующем порядке, поскольку по букве и духу данного закона любое нарушение предпринимателем какого-либо законодательно установленного права потребителя является нарушением права любого потребителя, в том числе и того, который осуществляет общественный контроль в данное время в данном месте. Требование, чтобы он, прежде чем составить акт о результатах общественного контроля (в ходе которого он наделен теми же полномочиями, что и любой потребитель), обратился в свое общественное объединение потребителей с информацией о нарушении его прав, лишь добавит к акту по результатам контроля его заявление, составление которого потребует  не более 10 минут.
  2. Второе дополнение ограничивает право органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей обращаться в суды с исками о прекращении предпринимателем противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей двумя обязательными требованиями:

1) выявления факта соответствующих нарушений со стороны предпринимателя исключительно органом госнадзора и

2) неспособности этого органа самостоятельно добиться исполнения своего предписания об устранении этих нарушений, в том числе в судебном порядке.   

Эти требования прямо нарушают норму ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях», наделяющую их правом «представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти…», в состав которых входят и суды, и фактически лишают общественный контроль всякого самостоятельного значения, превращая общественные объединения в придаток органов госнадзора — которые, по нашему мнению, нуждаются отнюдь не в таком придатке, а в эффективном общественном партнере.

  1. С учетом предлагаемого ограничения контрольных полномочий органов местного самоуправления, это дополнение откровенно направлено на защиту недобросовестных предпринимателей, работающих на потребительском рынке, от ответственности за свои противоправные действия, как и анализируемый законопроект в целом, что противоречит законным интересам как потребителей, так и добросовестных предпринимателей. Об этом же свидетельствует анализ, выполненный сопредседателем – руководителем юридической службы СПРФ А.Е.Недзвецким (прилагаю). 

 

Учитывая изложенное выше, прошу в рамках исполнения поручения О.Ю. Голодец учесть позицию СПРФ при подготовке отзыва Роспотребнадзора на указанный законопроект либо проинформировать о ней правительство РФ. Также предлагаю обсудить данный законопроект на очередном заседании Консультативного совета по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре с приглашением его инициаторов.

 

С глубоким уважением и лучшими пожеланиями,

 

Председатель СПРФ        П.Б.Шелищ

 

 

Аналитическая записка Юридической службы СПРФ

Пресс-служба СПРФ