Российские страховщики вышли на тропу войны

_/

Российские страховщики вышли на тропу войны

07.04.2014

Крупнейшие российские автостраховые компании для борьбы с убытками пошли на крайние меры. В Челябинске, Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге автовладельцам под вымышленными предлогами не оформляют полисы обязательного страхования гражданской ответственности.

Как передает корреспондент «Нового Региона», кризис на отечественном рынке страховых услуг достиг своего апогея. В преддверии утверждения поправок в закон об ОСАГО представители социально ориентированного бизнеса заявили о высокой убыточности страховой деятельности. Однако Госдума в первом чтении уже одобрила повышение лимита страховых выплат: планируется, что размер компенсаций при ДТП с пострадавшими повысится со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. В случае повреждения автомобиля лимит будет увеличен со 120 тысяч до 400 тысяч рублей.

Напомним, в конце марта правительство РФ завершило подготовку пакета поправок ко второму чтению. Изменения в закон об ОСАГО в полном объеме планируется принять до 1 июня 2014 года.

Вместе с увеличением лимитов выплат представители страхового бизнеса потребовали увеличить стоимость обязательного автострахования, в среднем, на 20%-30%. При этом тарифы, считают страховщики, должны быть строго дифференцированы: у аварийных водителей с каждым новым ДТП он может расти. В свою очередь, аккуратные автомобилисты должны получать поблажки в виде давно существующих, однако недавно отмененных, скидок на услуги автострахования гражданской ответственности.

Вопрос о повышении тарифов Госдумой пока не проработан.

В настоящее время крупные страховые компании делают все возможное, чтобы отказать автомобилистам в оформлении полисов. «Схемы, как «бороться» с клиентами, желающими сэкономить на автостраховании, очень простые. Страховые компании могут сообщить: «У нас нет бланков, они находятся в филиалах, расположенных в других городах», либо предлагают автомобилистам записаться в очередь и ждать несколько недель. Либо требуют осмотр автомобиля на предмет имеющихся повреждений, – рассказывает директор челябинского «Агентства страховых услуг» Ярослава Королева. – Также у многих компаний имеется перечень наиболее приоритетных клиентов, не генерирующих убыточность страховщиков. Среди них люди старше 35 лет, владеющие автомобилей мощностью от 120 до 150 лошадиных сил. Большое значение имеет наличие местной прописки и открытая форма страховки (она дороже). Клиентам с небольшим стажем, областной пропиской и машиной малой мощности в оформлении ОСАГО отказывают. Звучат цифры: на один вложенный клиентом рубль компания несет 4 рубля убытков». Кроме того, страховые компании не довольны повсеместными выплатами судебных издержек. В последние годы автомобилисты, не дополучившие компенсаций при наступлении страхового случая, обращаются с заявлением в суд, и в большинстве случаев выигрывают процессы. При этом, согласно действующему законодательству, все судебные издержки ложатся на плечи ответчика, то есть страховой компании.

Отметим, закрытие рынка автострахования для отдельных категорий граждан может вызвать всеобщий дорожно-страховой коллапс. В условиях высокой аварийности на дорогах «нелегалы» будут врезаться в «законников», те, в свою очередь, смогут возместить ущерб с виновника ДТП лишь в судебном порядке.

По некоторым данным в ряде крупных компаний действуют внутренние инструкции для сотрудников, предусматривающие санкций за продажу полисов ОСАГО. Однако возможность продлить либо оформить страховку на автомобиль имеется. Для этого клиенту всего лишь необходимо написать заявление о предоставлении дополнительных услуг по страхованию жизни и имущества автомобилиста. Из-за, фактически, принудительно оформленных дополнительных услуг страховка на машину обходится клиенту в два раза дороже.

По мнению председателя Челябинского отделения межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексея Бруя, действия автостраховщиков можно расценивать как саботаж и сговор: «Страховые компании уже на протяжении 10 лет рассказывают нам об убыточности рынка ОСАГО. Но по статистике мы видим, что не все у них так плохо, и убыточность весьма сомнительна. Дальше так продолжаться не может, это уже что-то из разряда мошенничества».

В настоящее время все неравнодушным автомобилистам предлагают подписать петицию к Центробанку (контрольный орган в работе страховщиков) по факту нарушения федерального законодательства ведущими страховыми компаниями России. Ведь, отказывая клиентам в оформлении полисов, страховщики подталкивают автомобилистов к нарушению административного законодательства. Санкции статьи за езду без страхового полиса предусматривают штраф в размере 800 рублей.

Отметим, «убыточные» автомобилисты, вынужденные добиваться продления обязательной страховки на автомобиль по несколько месяцев, пишут заявления в управление Роспортебнадзора, однако действенных мер от надзорного органа до сих пор не последовало.

По данным специалиста отдела защиты прав потребителей регионального Роспотребнадзора Ксении Цимбал, надзорный орган имеет право сопровождать заявителя при заключении договора обязательного страхования, запрашивать у компании типовые договоры, однако проведение соответствующих контрольных закупок – компетенция правоохранительных органов. «В прошлом году УФАС обратилось с жалобой в суд на действия компании «Росгосстрах», предлагающей клиентам дополнительные услуги по страхованию жизни и имущества. Однако суд иск отклонил, сославшись на то, что факт навязывания услуг можно доказать лишь в ходе проверочной закупки», – объясняет Цимбал.

Между тем, из-за негласного запрета на услуги автострахования для отдельных категорий граждан активно развивается рынок поддельных автополисов. Стоимость липового ОСАГО составляет от 1 тысячи до 2 тысяч рублей. По словам Королева, буквально на прошлой неделе одна из крупных страховых компаний заявила о пропаже 150 тысяч бланков ОСАГО, а это значит, что в скором времени все эти полисы «всплывут» на черном рынке.

См.также

Страховщики отказываются продавать ярославцам полисы ОСАГО

Липецкая сага об ОСАГО. Липчане не могут застраховать машины

Источник: NR2.ru