РОСПОТРЕБИНФОРМ

Роспотребнадзор отстоял право заниматься жалобами на банкиров

_/

Роспотребнадзор отстоял право заниматься жалобами на банкиров

09.12.2014

Банк России будет согласовывать позицию по защите прав потребителей финансовых услуг с Федеральной службой по защите прав потребителей (Роспотребнадзором), а также направлять в ведомство поступающие мегарегулятору жалобы банковских заемщиков на нарушения своих прав. Это следует из подписанного соглашения о взаимодействии между двумя ведомствами (есть у «Известий»). Со стороны Банка России документ подписал первый зампред ЦБ Сергей Швецов, со стороны Роспотребнадзора — его руководитель Анна Попова.

Как указывается в документе, «взаимодействие сторон осуществляется путем формирования совместных правовых позиций по соответствующим обращениям, заявлениям и жалобам потребительских услуг на нарушение их прав и законных интересов. При наличии в обращениях, заявлениях, жалобах потребителей финансовых услуг признаков нарушения закона «О защите прав потребителей» такие обращения, заявления, жалобы рассматриваются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». В Роспотребнадзоре подтвердили факт подписания документа.

— Поскольку Банк России выполняет роль мегарегулятора финансового рынка, а Роспотребнадзор является госорганом, вырабатывающим и реализующим государственную политику в сфере защиты прав потребителей, в том числе финансовых услуг, нам крайне важно, чтобы наши решения по смежным вопросам были скоординированы, — пояснил «Известиям» начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. — Соглашение между Банком России и Роспотребнадзором позволит нам своевременно сверять позиции и подходы к развитию сектора финансовых услуг.

В пресс-службе ЦБ не ответили на запрос «Известий».

Идея о передаче функции по защите прав банковских заемщиков Центральному банку в прошлом году активно продвигалась Минфином России. В частности, замминистра финансов Алексей Моисеев заявлял, что для вывода этой функции из сферы деятельности Роспотребнадзора ведомством была предложена специальная норма в законе «О потребительском кредите» (вступил в силу с 1 июля), согласно которой «надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований настоящего федерального закона осуществляет Банк России».

— Наш подход такой: финансовые услуги нужно выводить из-под закона о защите прав потребителей, потому что они не регулируются здесь никак, — заявлял он. — Идеальная ситуация — когда были бы отдельная законодательная база и единый регулятор, который защищал бы эти права.

Как следует из соглашения, информация о жалобах банковских заемщиков в Роспотребнадзор будет поступать из ЦБ автоматически на уровне территориальных и структурных подразделений. Кроме того, документ предусматривает «проведение совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, сверку статистических данных» и взаимодействие «в других формах». В итоге стороны рассчитывают решить задачу «формирования единой позиции по актуальным вопросам предоставления финансовых услуг потребителям финансовых услуг в целях предупреждения и своевременного пресечения нарушений их прав и законных интересов».

В обществах защиты прав потребителей считают появление такого соглашения позитивным для рынка.

— Я очень рад, что Роспотребнадзор остается защищать потребителей в финансовой сфере, — считает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Пока Центральный банк показывает пример неэффективного надзора за исполнением закона «О потребкредите», в частности, фактически легализован ростовщический процент со стороны ряда финансовых организаций — до сих пор выдаются кредиты под 891% годовых, такого нет ни в одной стране мира.

В банках придерживаются противоположной точки зрения.

— Получается, что фактически у банков будет два регулятора, каждый из которых сможет давать свои предписания кредитной организации, — отмечает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. — При этом президент в послании Федеральному собранию ясно дал понять о том, что необходимо снизить административное давление на бизнес. Думаю, что было бы правильным, чтобы защитой прав заемщиков занималось одно ведомство — мегарегулятор.

 

Источник: Известия

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика