РОСПОТРЕБИНФОРМ

Работа интернет-магазинов с «Почтой России». Отвечаем на вопросы

_/

Работа интернет-магазинов с «Почтой России». Отвечаем на вопросы

22.08.2013

Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры

 

Интернет-магазины достаточно часто отправляют товары покупателям  «Почтой России».  Этот способ доставки во многих случаях не имеет альтернатив. Однако работа с «Почтой России» вызывает огромное количество вопросов. Сегодня мы ответим на самые частые из них.

— Как работать с «Почтой России»? Нужно ли заключать договор, и что в нем указывать?

«Почта России», несмотря на свой статус федерального государственного предприятия, является для интернет-магазина таким же контрагентом, как и другие юридические лица. Поэтому, начиная работу с ней, для снижения рисков следует заключить договор на оказание услуг связи

Интернет-магазины, пользующиеся доставкой «Почты России», должны максимально обезопасить себя от претензий потребителей за качество и сроки доставки. Для этого следует указать в договоре с «Почтой»:

  • порядок приема товаров для доставки (в т.ч. порядок упаковки, составление сопроводительной документации);
  • сроки доставки товаров;
  • ответственность «Почты России» за сохранность товаров;
  • порядок приема оплаты от покупателей и сроки передачи средств интернет-магазину;
  • стоимость услуг «Почты России»;
  • порядок отчетности «Почты России» перед интернет-магазином.

На сайте «Почты России» размещена типовая форма договора. Но мы рекомендуем согласовать индивидуальный договор, учитывающий именно ваши потребности.

Практика, когда интернет-магазины не заключат договор и отправляют товары от имени физического лица, имеет множество рисков.

1) При таком подходе возникнут проблемы с бухгалтерией, так как документы будут оформлены на ненадлежащее лицо.

2) Если дистанционную торговлю вы ведете от имени ООО (ИП), а товары отправляете от имени физического лица, то в случае спорной ситуации вам будет трудно доказать надлежащее исполнение обязательств перед покупателем.

3)  В случае нарушения «Почтой России» контрольных сроков пересылки будет очень трудно добиться выплаты неустойки.

Обратите внимание! Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи (п.57) неустойка за нарушение сроков доставки выплачивается только в случае, когда отправления не связаны с предпринимательской деятельностью. Если вы юрлицо или ИП, то неустойка должна определяться именно вашим договором с Почтой. Однако многие интернет-магазины работают без заключения договора с Почтой, отправляя свои посылки как физлица. В результате почта может отказаться от выплаты неустойки, ссылаясь на п.57 Правил, и с юридической точки зрения будет права.

— Кто отвечает перед потребителем за нарушение сроков доставки, сохранность товара?

Закон о защите прав потребителей устанавливает жёсткие санкции за нарушение обязательств продавца (в т.ч. сроков доставки, указанных в публичной оферте).

Некоторые интернет-магазины пытаются выйти из ситуации, указывая, что право на товар передается покупателю с момента отправки товара «Почтой России», и дальнейшую ответственность несет не продавец, а перевозчик.

Такой подход, безусловно, разумный, но нужно иметь в виду следующее.

В соответствии с п. 22 Правил дистанционной торговли, в случае, если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то по месту его жительства. Таким образом, закон возлагает такую ответственность именно на продавца, а не на его контрагента (даже если это «Почта России»). И если дело дойдет до суда, есть все основания считать, что к ответственности будет привлечен именно интернет-магазин.

Однако, если у вас подписан договор с «Почтой России», и в нем оговорены сроки доставки и ответственность за их нарушение, то потом вы сможете предъявить регрессный иск контрагенту («Почте»), взыскав с него все штрафы и неустойки.

— Каков правильный порядок отправки товаров? Должны ли мы упаковывать их в соответствии со спецтребованиями?

Один из самых распространенных способов доставки – это доставка наложенным платежом. В таком случае порядок отправки следующий:

  • Вы упаковываете товар надлежащим образом. «Почта России» предъявляет строгие требования к упаковке посылок, которые интернет-магазины вынуждены выполнять.
  • Отправляете посылку через отделение связи или через сортировочный центр.
  • «Почта России» получает посылку и транспортирует её в отделение связи по указанному адресу.
  • После того, как посылка поступает в местное отделение связи, получателю высылается уведомление.
  • Покупатель приходит в отделение связи, оплачивает и забирает заказ.
  • Интернет-магазин получает деньги.

-Какие документы интернет-магазин должен передать покупателю вместе с посылкой?

  • Как и при ином виде доставки, вы должны предоставить покупателю информацию о товаре и о порядке его возврата, согласно закону «О защите прав потребителей».
  • Пунктом 20 Правил продажи установлено, что при оплате товаров покупателем в безналичной форме или при продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации передачу товара покупателю можно оформить как накладной, так и актом сдачи-приемки товара.

Формы этих документов разрабатываются организацией самостоятельно (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Но в них обязательно должны быть указаны все реквизиты, названные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

К данным реквизитам относятся: название и дата составления документа; название экономического субьекта (юрлица или ИП), содержание сделки, название должности лица, совершившего сделку и (или) ответственного за правильность ее оформления, подписи данных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В случае отправки товаров почтой в качестве накладной или акта сдачи-приемки будут рассматриваться документы,  подтверждающие саму отправку товаров.

Налоговые органы в качестве таких документов признают почтовые накладные по форме 103 с отметкой почты об отправке и уведомлением почты о вручении посылки адресату. Однако в случае, если у вас много клиентов, то сбор данных документов крайне затруднителен.

Судебная практика в качестве таких документов признает:

  • реестр (список) отправки ценных бандеролей и/или посылок, с указанием в нем на данные клиента (Ф.И.О. и адрес);
  • 14-значный почтовый идентификатор, присваиваемый почтовому отправлению (бандероль или посылка) и отраженный на почтовой накладной по форме 103. Он подтверждает как факт заключения договора, так и факт его исполнения со стороны продавца, а также свидетельствует о возникновении обязательств по оплате у покупателя.

При этом обязательства по заключенному договору дистанционной купли-продажи считаются исполненными продавцом с момента отправки товара, заказанного покупателем, по почте. А следовательно, первичным документом, подтверждающим реализацию товара (статья 247 – 249 НК РФ) и возникновение обязательств у покупателя (клиента) по его оплате, будет являться почтовая накладная на отправку товара и/или список отправки ценных бандеролей, в котором отражен 14-значный номер почтового идентификатора, относящегося к почтовой накладной, Ф.И.О. и адрес клиента – получателя заказа.[1]

Обратите внимание! Иногда интернет-магазины в посылку вкладывают конверт и товарную накладную — для того, чтобы покупатель мог подписать ее и отправить обратно продавцу. Но, как правило, покупатели игнорируют необходимость отправки, да и необходимость в подобном документе отсутствует.

Обратите внимание! Мы рекомендуем размещать на сайте (в т.ч. в публичной оферте) информацию о том, как покупателю правильно принять товар и проверить его комплектность. Если покупатель не заявит при получении посылки прямо на месте претензий о некомплектности товара, то он уже практически не сможет доказать, что ему доставили не тот товар или не в той комплектации. Стоит указать в публичной оферте, в каком случае и при предъявлении каких документов вы принимаете претензии по некомплектности товаров, полученных по почте.

Обратите внимание! При доставке наложенным платежом у вас не возникает обязанности выдавать кассовый чек покупателю.В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Статьей 5 Закона N 54-ФЗ установлено, что выдавать покупателям в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки организация обязана при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.Доставка наложенным платежом не подпадает под эти определения.

— Как получить денежные средства за доставленные товары от Почты России?

Вы можете использовать несколько способов:

  1. Получение предоплаты (частичной предоплаты) на расчетный счет или с помощью электронных средств платежа;
  2. Наложенным платежом (когда покупатель оплачивает товар при получении в отделении Почты России). Впоследствии денежные средства перечисляются вам на расчетный счет согласно договору, заключенному с Почтой России.

— Покупатель хочет вернуть товар. Как это оформить и вернуть деньги?

В предыдущей статье мы указывали, в каких случаях покупатель имеет право вернуть товар и как оформляются возвраты. Сейчас подробнее остановимся на том, как это правильно сделать, если товар был отправлен почтой.

В оферте и информации, передаваемой покупателю вместе с товаром, укажите следующие пункты:

  • возврат товара осуществляется посредством почтового отправления на адрес продавца вместе с заявлением о возврате;
  • продавец, рассмотрев заявление о возврате и признав требование правомерным, перечисляет стоимость товара на реквизиты покупателя, указанные в заявлении.

Обязательно укажите, что запрещается отправка вам товаров наложенным платежом, так при этом как вы лишаетесь возможности рассмотреть правомерность требования покупателя.

Безусловно, в рамках одной статьи нельзя рассмотреть все вопросы, связанные с почтовыми отправлениями. Задавайте интересующие вас вопросы в комментариях к этой статье, и мы ответим на них в комментариях либо, если вопросов будет много, подготовим вторую часть публикации.

[1] См. например Решение АС Москвы от 27 апреля 2011 года по делу № А40-143831/2010

 

Источник Oborot.ru

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика