Провальный балл: «Неэффективным» вузам предложили спасать свою репутацию

_/

Провальный балл: «Неэффективным» вузам предложили спасать свою репутацию

09.11.2012

Вузам из «красного списка», опубликованного накануне на сайте Минобрнауки, придется подумать о спасении своей репутации, заявила сегодня журналистам Ольга Голодец, заместитель председателя правительства РФ. Оценки эффективности работы основаны на абсолютно понятных счетных показателях, высшим учебным заведениям надо подготовить программу развития и выхода из сложившейся ситуации, каждая из которых будет рассмотрена индивидуально, сказала она.

Скорее всего, вузы из «неэффективного» перечня закрывать не будут. В этом нет никакой целесообразности, сообщил в свою очередь глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. Возможно, в некоторых сменится руководство, произойдет реорганизация или будет увеличено финансирование на развитие. Но в отношении многочисленных филиалов примут более жесткие меры — не отвечающие необходимым критериям будут безжалостно ликвидированы. Окончательные предложения о реорганизации вузов в России ведомство подготовит уже к весне.

Как отмыть «позорное пятно» со своей репутации размышляют сегодня огромное число высших учебных заведений по всей стране: в перечень «неэффективных» вошли 136 вузов и 450 филиалов. Такую масштабную проверку Минобрнауки провело впервые. «Любой человек может, зайдя на сайт министерства, оценить, насколько хорошо тот или иной вуз функционирует», — отметил г-н Ливанов.

Недоумение у общественности вызывает лишь выбор ведомства — как уважаемые и известные оказались слабыми? Почему в «плохой» список попали РГСУ, МАРХИ, РГГУ, Литинститут, МАМИ? «Есть высшие учебные заведения, которые больше заслужили такой «чести», этот список слишком узкий», — комментирует Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг.

Как сообщается на сайте министерства, определяющими показателями оценки эффективности деятельности вузов в частности стали: средний балл ЕГЭ студентов, научно-исследовательская деятельность, общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента, имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.

Эти критерии, понятные г-же Голодец, вызвали решительный протест у московского студенчества. В резолюции, принятой на экстренной конференции, посвященной мониторингу от Минобрнауки, студенты попросили президента Владимира Путина лично вмешаться в эту ситуацию с целью предотвратить захват ведущих учебных заведений России вузами-поглотителями, избравшими хищническую стратегию. «Просим также провести переаттестацию сотрудников самого министерства, с целью недопущения пребывания в коллективе людей отвечающих за образование и науку, персон, чье мышление не отвечает интересам российского государства», — указывается в документе.

Председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак отметил, что в «красный список» удивительным образом попали вузы, имеющие хорошую материально-техническую базу, земельные участки и здания в престижных районах Москвы. По сути дела данный рейтинг, по его словам, является инструментом морального давления на руководство вузов. «Урон, нанесённый имиджу этих учебных заведений, просто колоссальный. Не говоря уже о том, что взятые за основу составления рейтинга критерии оценивают скорее экономические способности ректоров, а не умение вузов готовить специалистов. При этом в так называемых «неэффективных» вузах дают образование в основном студентам «из народа», а именно образование доступное всем, а не только тем, у кого толстый кошелек. Те, кто думают, что все будет, как барин сказал, плохо знают российский народ, который долго запрягает, но быстро едет», — подчеркнул Алексей Казак. Оценки, по его словам, должны быть понятными и объективными, а процесс обследования вузов открытым и гласным, с привлечением к нему авторитетных представителей российского студенчества.

«Работу по оценке эффективности вузов надо еще продолжать, и процесс этот совсем не быстрый, — отмечает г-н Панин. — С одной стороны, это правильно, потому как не хочется совершать опрометчивые шаги и допускать ошибок, которые в любом случае будут неизбежны. А сокращать количество вузов в стране необходимо, если хотите — «резать по живому». К сожалению, мы прошли уже точку невозврата, когда можно было решить другими способами проблему наведения порядка в системе высшего профобразования, особенно проблему тотальной коррупции, которая окутала практически все профессиональное сообщество. И времени как у государства, так и у общества на то, чтобы наводить порядок по-другому, совершенно не осталось. Здесь нужны радикальные шаги».

Об этом же говорил еще в начале августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, заверив всех, что неэффективные вузы в России будут ликвидированы. За предстоящие два-три года количество вузов в стране можно будет уменьшить на 20%, и примерно на 30-35% — филиалов высших учебных заведений. Сообщалось также, что ежегодно до 90% выпускников школ стараются поступить именно в высшие учебные заведения, тогда как в советские времена в вузы поступали всего 22-23%. Этот очевидный перекос в сторону высшего образования надо корректировать.

Проблема понятна, но в первую очередь общественность просит прикрыть так называемые «заборостроительные» университеты. «То, что сейчас происходит в России, в мировой практике еще не наблюдалось, не было таких примеров, когда за короткий промежуток времени количество образовательных учреждений увеличилось в сотни раз. Мы как всегда идем своим путем, — говорит г-н Панин. — И только в результате правильных действий властей можно исправить ситуацию и повысить качество образования в стране. Конечно, нужно будет серьезно поработать с теми вузами, которые останутся после такой инспекции, и эта работа должна быть системной, надо наладить серьезный контроль за расходованием бюджетных средств, а также изменить парадигму отношений учащихся, вузов и рынка труда».

Сейчас руководство высших учебных заведений, попавших в список «неэффективных», в комментариях по поводу сложившейся ситуации весьма сдержано, многие надеются на ошибочное решение в отношении себя. Действительно, с высоким средним баллом по ЕГЭ, активной научной деятельностью, успешными выпускниками попасть в разряд «плохих» — момент неприятный. Тем более что абитуриентам и их родителям крайне сложно объяснить, почему так получилось, студенты тоже нервничают. Пока все зависит от официальной позиции и результатов, которые по-прежнему висят на сайте министерства в свободном доступе.

Источник Finam.ru

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика