По сертификатам ПДО

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области привлечено мировым судьей судебного участка №1 г. Заречный  Пензенской области для дачи заключения по гражданскому делу по иску ОО «Городское общество защиты прав потребителей» в интересах  потребителя К.Н.С. к ООО «С.Т» об отказе от договора об оказании сервисного обслуживания (сертификата сервисного обслуживания), о взыскании уплаченных по договору денежных средств, неустойки, штрафа  и  компенсации морального вреда.

В ходе рассмотрения дела в суде установлено, что между потребителем К.Н.С. и продавцом ООО «С.Т» заключен договор на сервисное обслуживание приобретенного холодильника. Потребителем оплачена денежная сумма и подтверждении заключения договора получен Сертификат сервисного обслуживания на 3 года. Через непродолжительное время потребитель обратился к продавцу с заявлением о возврате денежных средств в размере  13тыс руб., уплаченных  за сертификат, но получил отказ. Так как требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке, то потребитель обратился в суд.

В судебном заседании выяснилось, что потребитель в момент заключения договора заявил о целях приобретения сертификата, то есть о целях использования услуги по сервисному обслуживанию товара по месту его эксплуатации для личных нужд по адресу проживания в г. Заречный. Продавец, заключая договор, знал о таких целях, но не предоставил потребителю необходимую и достоверную информацию о существовании зависимости сервисного обслуживания от места использования товара. Установлено, что если товар используется потребителем в Пензе, то выезды мастера для диагностики, ремонта, чистки товара и его транспортировка обеспечены, а если за пределами города Пензы – то частью оплаченных услуг потребитель просто никогда не сможет воспользоваться из-за отсутствия у мастеров пропуска на въезд в закрытый город Заречный.

Кроме этого, сервисное обслуживание товара производит не сам Продавец, заключивший договор на сервисное обслуживание, а какой-то сервисный центр, имеющий договорные отношения с продавцом. Достоверная информация для потребителя в этой части потребителю также не была предоставлена, несмотря на требования ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», в которой указано, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги), а также должны быть сведения об адресе (месте нахождения) и наименовании уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, то  есть сведения о тех лицах, которые и будут выполнять определенные функции на основании договора с продавцом и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей.

Сертификат на сервисное обслуживание по своей правовой природе является подтверждением заключения покупателем и продавцом возмездной сделки по оказанию в будущем в счет уплаченной за сертификат денежной суммы послепродажных сервисных услуг, в том числе связанных с устранением дефектов проданного товара, выявленных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем.

Закон«О защите прав потребителей» не запрещает продавцу на основании соглашения с покупателем принять на себя обязательства по обеспечению возможности использования товара в течение согласованного с покупателем срока. Возможность заключения продавцом с покупателем соглашения, предусматривающего обязательства продавца в отношении недостатков товара, возникших по истечении гарантийного срока, предусмотрена пунктом 7 статьи 5Закона РФ « О защите прав потребителей».

Условия сертификата, указывающие на сервис «в пределах административных границ населенного пункта присутствия сервисного центра, имеющего договорные отношения с продавцом», не несут никакой конкретной информации для потребителя и не могут рассматриваться как необходимые и полные сведения для потребителей.

  Таким образом, существенная информация при заключении договора продавцом не была предоставлена, то есть потребителю не была обеспечена возможность правильного выбора.

Кроме этого, в соответствии с требованиями ст. 32 Закона потребитель имеет право отказаться от договора с возмещением другой стороне понесенных расходов. Ответчик не понес расходов в связи с исполнением обязательств по договору с потребителем, поэтому должен возместить потребителю уплаченные денежные средства.

На основании вышеизложенного, Управлением подготовлено заключение, в котором указано на имеющиеся основания для удовлетворения требований потребителя в соответствии с положениями законодательства РФ о защите прав потребителей, а именно:

В случае продажи товара с отсутствием необходимой информации для потребителя продавец несет ответственность, предусмотренную ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»:  «Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

Право на компенсацию морального вреда, причинённого потребителю, закреплено ст. 15 Закона. Размер этой компенсации определяется судом при наличии вины со стороны причинителя вреда (ответчика), не  зависит от размера возмещения имущественного вреда, стоимости товара или суммы подлежащей взысканию неустойки и должен основываться на характере и объёме причинённых потребителю нравственных и физических страданий (ст. ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ).

При удовлетворении судом требований потребителя, на основании п. 6 ст. 13 Закона суд взыскивает с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Решением суда требования потребителя удовлетворены в полном объеме.

 Аналогичное решение вынесено по другому гражданскому делу, где Управление Роспотребнадзора по Пензенской области также  участвовало для дачи заключения. Удовлетворены требования потребителя, также проживающего в г. Заречный,  о возврате стоимости сертификата сервисного обслуживания швейной машины, о возмещении убытков, неустойки за отказ решить вопрос в досудебном порядке, компенсации морального вреда.