Петр Шелищ: «Штрафы за отмену рейсов — очень эффективная мера»

_/

Петр Шелищ: «Штрафы за отмену рейсов — очень эффективная мера»

17.06.2014

Госдума предлагает штрафовать авиакомпании за задержку рейсов. Поправки в Воздушный кодекс предложил внести первый зампред профильного Комитета по транспорту Виталий Ефимов. Авиакомпании предлагается штрафовать на 10% от стоимости рейса при задержке вылета на один час. При этом штраф будет увеличиваться в зависимости от длительности задержки, пишет газета «Известия». Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ ответил на вопросы ведущих Максима Митченкова и Натальи Ждановой в эфире «Коммерсантъ FM».

М.М.: Господин Шелищ, сейчас действительно существует такая острая проблема задержки рейсов в наших аэропортах?

П.Ш.: Безусловно, существует. Я думаю, все, кто летает нередко, могут вам подтвердить, что приезжаешь в аэропорт вовремя, и оказывается, рейс твой задерживают, говорят, на 40 минут, потом на 1 час 14 минут, потом на 2 часа 40 минут. Потом начинаешь понимать, что авиакомпании решили просто объединить рейсы, недостаточно набрали пассажиров. К сожалению, у нас предпринимательство такое, что предприниматель не хочет нести риски, ему так удобнее, а что люди ломают все свои планы — это их проблемы. Поэтому я считаю, что это будет очень эффективная мера, если действительно авиакомпании в случае отсутствия форс-мажорных обстоятельств, объясняющих, почему рейс задерживается, например, по погодным условиям никто не будет штрафовать, конечно же. Я уверен, что и депутат Ефимов не предлагает этого. А если не подготовили вовремя самолет или решили сэкономить на рейсах, то сделать такой экономический рычаг совершенно правильно.

Н.Ж.: Петр Борисович, сейчас ни на какую денежную компенсацию пострадавшие пассажиры рассчитывать не могут, верно? Даже если рейс на день задерживается?

П.Ш.: К сожалению, это так. Хотя статья 28 закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что в случае нарушения сроков выполнения работы или оказания услуги за каждый час, если в часах установлен срок, про минуты там ничего не говорится, если в днях срок установлен, то за каждый день, если в часах срок установлен, то за каждый час, перевозчик должен вернуть пассажиру 3% стоимости этой услуги, этой работы, в данном случае стоимости билетов. Только, к сожалению, Воздушный кодекс этого не предусматривает, и тут действует Воздушный кодекс, ссылаются на него и ничего не компенсируется.

М.М.: А что предусматривает Воздушный кодекс? Сейчас какие компенсации, какие условия должны выполняться?

П.Ш.: Воздушный кодекс предусматривает, что если задержка четыре часа, то вас должны покормить, если в ночное время приходится, вас должны бесплатно разместить в гостинице, что тоже далеко не всегда бывает. Но ведь главное для человека не это. Он ведь летит в соответствии со своими планами, кто-то его где-то ждет, служебные ли дела, личные ли, близкие ли люди. Конечно, ломаются его планы, и зачастую по необъективным причинам. Повторяю, если погодные условия не позволяют лететь, никто, естественно, не будет применять такие меры ответственности.

Н.Ж.: Вам, может быть, известно что-то о судебных спорах, о попытках оспорить эти положения, или подать в суд на авиакомпанию за задержку? И какие результаты у этих разбирательств?

П.Ш.: Известно. Еще 20 лет назад мы с интересом следили за делом, помогали истцу, который отсудил достаточно крупную сумму у «Аэрофлота», доказав, что из-за того, что он не смог прилететь вовремя к месту назначения, у него сорвалась крупная сделка. Решение суда было в его пользу, и «Аэрофлот» компенсировал ему очень крупную сумму.

Н.Ж.: Но это единичный случай?

П.Ш.: Единичный. На самом деле человек не для того ведь приобретает билеты, чтобы потом тратить время, нервы и деньги, чтобы отсуживать компенсации. Ему надо, чтобы результат был, чтобы его перевезли. Билеты у нас не дешевые даже по сравнению с ценами, которые платят за билеты европейцы, американцы, у нас билеты весьма дорогие. Пусть отрабатывают.

М.М.: Вы заговорили о цене. Петр Борисович, но можно предположить, что авиакомпании будут компенсировать свои собственные убытки за счет нас, за счет простых пассажиров. И если их будут штрафовать, они будут повышать цену на билеты. Тогда смысл всей этой затеи?

П.Ш.: Это все так. Единственный, не единственный, но главный защитник потребителя — это конкуренция. Если будет конкуренция перевозчиков, тогда то, о чем вы говорите, не получится, потому что кто-то будет стараться работать лучше и более дешевым билетом привлечь пассажира.

М.М.: Сейчас у нас тоже есть конкуренция, авиакомпаний довольно много, но цены на билеты очень высокие, никакая конкуренция не помогает.

П.Ш.: Обратите внимание, ведь были же, появлялись компании дешевые, и сейчас, скажем, билеты Москва-Петербург можно купить за две с небольшим тысячи рублей. Не в последний момент, правда, это уже дешевле, чем по железной дороге. У авиаперевозчиков есть также конкуренция с железной дорогой. Главное развивать конкуренцию, чтобы было больше перевозчиков.

Н.Ж.: Как вы считаете, такая инициатива вообще пройдет? Авиакомпании- монополисты, в первую очередь, они допустят?

П.Ш.: Хотя автор этой инициативы — бывший министр транспорта России, я его помню еще в те времена, очень уважаемый человек, но я думаю, что он столкнется с серьезнейшим сопротивлением со стороны перевозчиков. Не знаю, какую позицию Минтранс займет. Это будет, наверное, ключевой вопрос. Если оно поддержит эту инициативу, то я думаю, что перспективы все есть.

Источник: Коммерсантъ

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика