ОЗПП: ОСАГО по-новому

_

С 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, предположительно упрощающие жизнь автовладельцам.

Отныне сократится срок урегулирования страховых случаев с 30 до 20 дней. Страховая компания будет обязана выплатить компенсацию или дать направление на ремонт (с указанием сроков ремонта) за 20 дней с момента принятия заявления клиента, за исключением нерабочих праздничных дней. Если документы направлены страховщику в электронном виде, у компании есть еще 3 дня на их проверку. Еще 5 дней есть у страховщика на ответ по повторному обращению застрахованного в компанию, если тот недоволен решением о размере выплат.

Отмечается, что теперь только после повторного обращения в страховую компанию клиент сможет обратиться в суд, имеется в виду тот случай, когда клиент, например, не согласен с размером выплаты. То есть водители лишились права обращаться напрямую в суд для выяснения отношений со страховщиком — сначала нужно пройти процедуру досудебного разбирательства с компанией. Досудебный порядок будет действовать до 1 июля 2015 года в качестве эксперимента, после чего будет принято решение по его закреплению на постоянной основе или прекращению.

Российский союз автостраховщиков поясняет: «В случае если потерпевший недоволен работой страховщика, он должен направить в компанию аргументированную жалобу с приложением соответствующих документов. Страховщик в пятидневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. Если при подаче иска в суд потерпевший не предоставит подтверждение, что он обращался с претензией в страховую компанию, суд оставит дело без рассмотрения».

Закон предусматривает ужесточение санкций в отношении страховщиков за неисполнение обязательств. Неустойка за просрочку выплат по ОСАГО будет составлять 1% от суммы выплаты (сейчас за нарушение сроков страховая компания платит 1/75 ставки рефинансирования, что соответствует 0,11%). За незаконный отказ в заключении договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг страховщику придется заплатить штраф в размере 50 тыс. рублей.

В октябре этого года повысится максимальный размер компенсации ущерба в рамках ОСАГО со 160 тыс. до 400 тыс. рублей. В 2015 году — со 160 тыс. до 500 тыс. рублей.

Также увеличился лимит выплат по европротоколу (оформление ДТП без участия сотрудника ГИБДД) с 25 тыс. до 50 тыс. рублей.

Еще одна важная норма закона — размер компенсации по изношенным деталям автотранспортных средств. До сих пор размер минимальной компенсации за изношенные детали составлял 20%. В новом законе он увеличен до 50%.

Кроме вышеперечисленного, с 1 сентября 2014 года также начнет действовать документ Банка России, разрешающий автовладельцам получать выплаты по полисам КАСКО и добровольного страхования гражданской ответственности (ДСАГО), не вызывая для оформления ДТП сотрудников ГИБДД.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) в целом одобряет нововведения, однако есть некоторые нюансы.

«Положительно, что снижен срок рассмотрения с 30 до 20 дней, – комментирует юрист ОЗПП Сергей Емельянов, — это повлияет на размеры неустойки за просрочку, соответственно будет подталкивать страховщиков к более оперативному возмещению страховых выплат.

Что касается повышения максимального размера компенсации ущерба, с одной стороны это положительно отразится на потребителях, а с другой стороны, очевидно, что и стоимость ОСАГО поползет вверх. Насколько мне известно, страховщики пытались выпросить в ЦБ увеличение страховых тарифов чуть ли не на 70%».

Правозащитник отмечает, что ситуация по европротоколу не так однозначна, как хотелось бы. «Лимит выплат по европротоколу – это всего лишь декларация, так как до сих пор не урегулирован вопрос с нормой административного кодекса, предусматривающую ответственность за самовольное оставление места ДТП, — рассказывает Емельянов. Кроме того, большинство страховых компаний продолжает отказывать в выплате при отсутствии справки ГИБДД о ДТП. Закон эти вопросы никак не регулирует. В правилах страхования многих страховщиков предусматривается усложненный порядок получения страховой выплаты при отсутствии оформления аварии органами ГИБДД. Закон не вменяет страховщикам обязанность удовлетворить требования по европротоколу, поэтому могут заплатить, а могут и не заплатить. Да, закон разрешает, но не обязывает».

В ОЗПП поступают многочисленные жалобы о произволе страховщиков, связанные с навязыванием дополнительных услуг о страховании жизни и здоровью при заключении договоров ОСАГО. «Можно отметить, что в связи нововведениями, возможно, количество нарушений сократится, однако стоит понимать, что доказать потребителю, что ему именно навязали услугу, достаточно проблематично», — подчеркнул правозащитник.