РОСПОТРЕБИНФОРМ

ОЗПП: ОСАГО по-новому

_

С 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, предположительно упрощающие жизнь автовладельцам.

Отныне сократится срок урегулирования страховых случаев с 30 до 20 дней. Страховая компания будет обязана выплатить компенсацию или дать направление на ремонт (с указанием сроков ремонта) за 20 дней с момента принятия заявления клиента, за исключением нерабочих праздничных дней. Если документы направлены страховщику в электронном виде, у компании есть еще 3 дня на их проверку. Еще 5 дней есть у страховщика на ответ по повторному обращению застрахованного в компанию, если тот недоволен решением о размере выплат.

Отмечается, что теперь только после повторного обращения в страховую компанию клиент сможет обратиться в суд, имеется в виду тот случай, когда клиент, например, не согласен с размером выплаты. То есть водители лишились права обращаться напрямую в суд для выяснения отношений со страховщиком — сначала нужно пройти процедуру досудебного разбирательства с компанией. Досудебный порядок будет действовать до 1 июля 2015 года в качестве эксперимента, после чего будет принято решение по его закреплению на постоянной основе или прекращению.

Российский союз автостраховщиков поясняет: «В случае если потерпевший недоволен работой страховщика, он должен направить в компанию аргументированную жалобу с приложением соответствующих документов. Страховщик в пятидневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. Если при подаче иска в суд потерпевший не предоставит подтверждение, что он обращался с претензией в страховую компанию, суд оставит дело без рассмотрения».

Закон предусматривает ужесточение санкций в отношении страховщиков за неисполнение обязательств. Неустойка за просрочку выплат по ОСАГО будет составлять 1% от суммы выплаты (сейчас за нарушение сроков страховая компания платит 1/75 ставки рефинансирования, что соответствует 0,11%). За незаконный отказ в заключении договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг страховщику придется заплатить штраф в размере 50 тыс. рублей.

В октябре этого года повысится максимальный размер компенсации ущерба в рамках ОСАГО со 160 тыс. до 400 тыс. рублей. В 2015 году — со 160 тыс. до 500 тыс. рублей.

Также увеличился лимит выплат по европротоколу (оформление ДТП без участия сотрудника ГИБДД) с 25 тыс. до 50 тыс. рублей.

Еще одна важная норма закона — размер компенсации по изношенным деталям автотранспортных средств. До сих пор размер минимальной компенсации за изношенные детали составлял 20%. В новом законе он увеличен до 50%.

Кроме вышеперечисленного, с 1 сентября 2014 года также начнет действовать документ Банка России, разрешающий автовладельцам получать выплаты по полисам КАСКО и добровольного страхования гражданской ответственности (ДСАГО), не вызывая для оформления ДТП сотрудников ГИБДД.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) в целом одобряет нововведения, однако есть некоторые нюансы.

«Положительно, что снижен срок рассмотрения с 30 до 20 дней, – комментирует юрист ОЗПП Сергей Емельянов, — это повлияет на размеры неустойки за просрочку, соответственно будет подталкивать страховщиков к более оперативному возмещению страховых выплат.

Что касается повышения максимального размера компенсации ущерба, с одной стороны это положительно отразится на потребителях, а с другой стороны, очевидно, что и стоимость ОСАГО поползет вверх. Насколько мне известно, страховщики пытались выпросить в ЦБ увеличение страховых тарифов чуть ли не на 70%».

Правозащитник отмечает, что ситуация по европротоколу не так однозначна, как хотелось бы. «Лимит выплат по европротоколу – это всего лишь декларация, так как до сих пор не урегулирован вопрос с нормой административного кодекса, предусматривающую ответственность за самовольное оставление места ДТП, — рассказывает Емельянов. Кроме того, большинство страховых компаний продолжает отказывать в выплате при отсутствии справки ГИБДД о ДТП. Закон эти вопросы никак не регулирует. В правилах страхования многих страховщиков предусматривается усложненный порядок получения страховой выплаты при отсутствии оформления аварии органами ГИБДД. Закон не вменяет страховщикам обязанность удовлетворить требования по европротоколу, поэтому могут заплатить, а могут и не заплатить. Да, закон разрешает, но не обязывает».

В ОЗПП поступают многочисленные жалобы о произволе страховщиков, связанные с навязыванием дополнительных услуг о страховании жизни и здоровью при заключении договоров ОСАГО. «Можно отметить, что в связи нововведениями, возможно, количество нарушений сократится, однако стоит понимать, что доказать потребителю, что ему именно навязали услугу, достаточно проблематично», — подчеркнул правозащитник.

 

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика