О праве потребителя требования составления сметы при заключении договора на оказание платных медицинских услуг

Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области (далее Управление) обращает внимание потребителей, что в новых Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012г №1006 ( далее Правила предоставления медицинских услуг), вступивших в силу с 1 января 2013г, закреплено право потребителя требовать составления сметы при заключении договора на оказание платных медицинских услуг.

Порядок взаимоотношения сторон при оказании услуг потребителям по договору, неотъемлемой частью которого является составленная твердая или приблизительная смета,  закреплен ст. 33 Закона РФ от 07.02.1992г № 2300-1 «О защите прав потребителей». В соответствии с которой :

 Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов.

Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.

Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу).

Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

За истекший период 2013г Управлением проведено 15 проверок по соблюдению медицинскими организациями обязательных требований в области защиты прав потребителей, из них 14  плановых. При проведении проверок случаев требования  потребителем составления сметы при заключении договора на оказание платных медицинских услуг не установлено. В  14 медицинских организациях, оказывающих платные медицинские услуги  установлены факты нарушений Правил предоставления медицинских услуг в части предоставления информации —  на  информационных стендах (стойка), а также на официальных сайтах   отсутствовала информация о данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию, об адресе места нахождения и телефоне лицензирующего органа, выдавшего лицензию, о графике  работы медицинских работников, участвующих  в предоставлении платных медицинских услуг.   Договоры, заключенные с потребителями не содержали перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, ответственность сторон за невыполнение условий договора, а также порядок изменения и расторжения договора. В двух случаях исполнителями услуг включили  в договоры, заключенные с потребителями, условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, а именно: предусматривали право не возврата задатка внесенного потребителем в счет причитающихся платежей за лечение,  принимали  на себя обязательства по возмещению ущерба при причинении вреда здоровью пациента только при наличии их вины, устанавливали свое право на одностороннее увеличение расценок на лечение.

По фактам неисполнения обязательных требований юридические и должностные  лица медицинских организаций привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом  об административных правонарушениях Российской Федерации