РОСПОТРЕБИНФОРМ

О некоторых вопросах защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг

О некоторых вопросах защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг

В Управление Роспотребнадзора по-прежнему поступает много обращений по вопросам жилищно-коммунальных услуг. Большую их часть в соответствии с действующим законодательством Управление направляет для рассмотрения по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Омской области.

В связи с вышеизложенным, разъясняем, что 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 242-ФЗ), которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения ЖК РФ, касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.

В частности, новой редакцией статьи 20 ЖК РФ установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор), общее определение его приведено в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).

Положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) и включает в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг (в том числе Правила расчета, перерасчета размера платы за коммунальную услугу) собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В этой связи органами государственного жилищного надзора (у нас в регионе –это Государственная жилищная инспекция Омской области г.Омск, 644007, ул. Булатова, 68) организуются и проводятся проверки указанных лиц и принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (см. части 4 — 6 статьи 20 ЖК РФ).

Вместе с тем, материалы проверок, проведенных Государственной жилищной инспекцией Омской области в рамках Закона N 294-ФЗ по вопросам соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться территориальными органами Роспотребнадзора как возможное основание для реализации таких функций, как:

  • обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40, статья 46 Закона N 2300-1, статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
  • вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона N 2300-1, статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Что же касается общей проблематики, связанной с ценообразованием на жилищно-коммунальные услуги, то по данному вопросу поясняем следующее.

Оценка обоснованности (проверка правильности) соответствующего ценообразования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в полномочия Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности не входит.

Размер платы за коммунальные услуги в силу соответствующих положений ст.157 ЖК РФ устанавливается органами государственной власти субъектов РФ  в порядке, установленном федеральным законом, в частности, с соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2004г №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (далее Закон 210-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.3 Закона №201-ФЗ регулирование тарифов на услуги организацией коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с названным законодательным актом и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановление  Правительства РФ от 14.07.2008г № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Кроме того, после вступления в силу с 25.06.2012 Федерального закона от 25.06.2012 года №93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяются положения ч.3 ст.3.1 Закона №210-ФЗ, согласно которым «региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части соблюдения стандарта раскрытия информации организациями коммунального комплекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе (у нас в регионе –Региональной энергетической комиссией Омской области г.Омск,644043, ул.Красный путь,89).

 

 

 

 

 

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика