О некоторых вопросах защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг

О некоторых вопросах защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг

В Управление Роспотребнадзора по-прежнему поступает много обращений по вопросам жилищно-коммунальных услуг. Большую их часть в соответствии с действующим законодательством Управление направляет для рассмотрения по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Омской области.

В связи с вышеизложенным, разъясняем, что 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 242-ФЗ), которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения ЖК РФ, касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.

В частности, новой редакцией статьи 20 ЖК РФ установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный контроль (надзор), общее определение его приведено в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).

Положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) и включает в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг (в том числе Правила расчета, перерасчета размера платы за коммунальную услугу) собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В этой связи органами государственного жилищного надзора (у нас в регионе –это Государственная жилищная инспекция Омской области г.Омск, 644007, ул. Булатова, 68) организуются и проводятся проверки указанных лиц и принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (см. части 4 — 6 статьи 20 ЖК РФ).

Вместе с тем, материалы проверок, проведенных Государственной жилищной инспекцией Омской области в рамках Закона N 294-ФЗ по вопросам соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться территориальными органами Роспотребнадзора как возможное основание для реализации таких функций, как:

  • обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40, статья 46 Закона N 2300-1, статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
  • вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 40 Закона N 2300-1, статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Что же касается общей проблематики, связанной с ценообразованием на жилищно-коммунальные услуги, то по данному вопросу поясняем следующее.

Оценка обоснованности (проверка правильности) соответствующего ценообразования в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в полномочия Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности не входит.

Размер платы за коммунальные услуги в силу соответствующих положений ст.157 ЖК РФ устанавливается органами государственной власти субъектов РФ  в порядке, установленном федеральным законом, в частности, с соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2004г №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (далее Закон 210-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.3 Закона №201-ФЗ регулирование тарифов на услуги организацией коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с названным законодательным актом и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановление  Правительства РФ от 14.07.2008г № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Кроме того, после вступления в силу с 25.06.2012 Федерального закона от 25.06.2012 года №93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяются положения ч.3 ст.3.1 Закона №210-ФЗ, согласно которым «региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части соблюдения стандарта раскрытия информации организациями коммунального комплекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе (у нас в регионе –Региональной энергетической комиссией Омской области г.Омск,644043, ул.Красный путь,89).