На ошибке Сбербанка внимательный клиент заработал 20 млн рублей

Житель Перми через суд пытается забрать деньги со своего валютного счёта, сумма на котором из-за технической ошибки Сбербанка выросла в 10 раз. Банк своего клиента считает мошенником и отказывается выдавать ему датские кроны, которые в рублевом эквиваленте превысили 20 млн рублей.

В конце прошлого года истец открыл счет ОАО «Сбербанк России» и в течение одного дня внёс на него 980 300 датских крон, которые приобрёл в этом же кредитном заведении меньше чем за 2 млн рублей, при чём пополнял он счёт несколько раз в разных отделениях банка. Разумеется, наличных крон в банке в большом количестве не было, поэтому сотрудники производили безналичный перевод средств, не обращая внимание на курс, по которому конвертировали рубли. А дело было в том, что именно 22 декабря и именно по безналичному расчету операции покупки и продажи датской кроны совершались по курсу, заниженному в 10 раз — точнее, по 18 копеек за крону. На следующий день истец обратился с заявлением о расторжении договора и выдаче внесенной валюты наличными. Так как ответа не последовало, он 26 января 2015 года обратился в Мотовилихинский районный суд.

На ошибке Сбербанка внимательный клиент заработал 20 млн рублейВ «Сбербанке» уверены, что истец знал о некорректном курсе датской кроны и действовал намеренно — он приобрел валюту, а затем на следующий день потребовал вернуть сумму вклада, имея цель обогащения. Банк не просто отказался удовлетворить требования вкладчика, но и начал собственное расследование. Все сотрудники, причастные к спорным действиям, написали объяснительные. Известно, что в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Пермскому краю от представителей «Сбербанка» поступило заявление с требованием возбудить уголовное дело по признакам мошеннических действий.

Между тем истец не только настаивает на возврате суммы вклада, но и требует неустойку. К моменту обращения в суд продолжительность просрочки составила 33 дня. Соответственно, размер неустойки, рассчитанный заявителем в соответствии с пунктом 5 статьи 28 ФЗ «О защите прав потребителей», достиг 970 497 датских крон. К тому же, за «неправомерное пользование денежными средствами» вкладчик рассчитывает взыскать с банка еще 6 843 датских кроны, а моральный вред он оценил в 200 тысяч рублей.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) уверено, что Сбербанк не только нарушает российское законодательство, а ещё и подрывает доверие ко всей банковской системе в целом.

«Потребитель в данной ситуации лишь воспользовался публичной офертой банка обменять рубли на датские кроны по установленному официально курсу, на что имел полное право, — комментирует председатель ОЗПП Михаил Аншаков. — Более того, отказ банка совершить такой обмен являлся бы прямым нарушением законодательства и прав потребителя. Сбербанк, отказывая потребителю в законных требованиях, подрывает доверие к банковской системе, пытаясь урегулировать вопрос не по закону, а по понятиям».