ФАС России занялась дерегулированем услуг общедоступной электросвязи

_/

ФАС России занялась дерегулированем услуг общедоступной электросвязи

05.06.2012

31 мая 2012 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) направила в Правительство Российской Федерации предложения о проведении пилотных проектов по дерегулированию услуг общедоступной электросвязи и совершенствованию нормативно-правового регулирования рынка услуг связи.

Ранее, в соответствии с пунктом 3 раздела II Протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи от 29.11.2011года была создана рабочая группа по совершенствованию нормативно-правового регулирования рынка услуг связи. Основной целью функционирования рабочей группы стала оценка возможности его перехода из состояния естественной монополии в конкурентное (с введением технологической нейтральности регулирования рынка услуг телефонной связи).

Рабочая группа пришла к выводу о необходимости проведения анализа рынков услуг связи на территории не менее 7 субъектов субъектов РФ и отдельных муниципальных образований (не менее 50 МО) на принципах, определенных антимонопольным законодательством. Также в ходе рабочей группы было установлено, что в течение 1 года необходимо провести пилотные проекты, предусматривающие отмену государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи, оказываемые операторами связи – субъектами естественной монополии – на территории регионов пилотных проектов.

«Дерегулирование не означает отсутствие контроля над ценами на услуги местной, внутризоновой телефонной связи, — отметил руководитель Рабочей группы Анатолий Голомолзин. В случае выведения из тарифного регулирования деятельность операторов электросвязи попадет под антимонопольный контроль. Сейчас антимонопольные органы не вправе рассматривать вопросы установления завышеных цен на услуги общедоступной электросвязи по сравнению со стоимостью услуг сотовых операторов на предмет нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высоких цен, поскольку они находятся в пределах, установленных тарифным регулятором».

Основываясь на необходимости существования правовых рамок, способствующих развитию технологий и появлению инновационных услуг на рынке услуг связи, Рабочая группа пришла к выводу о необходимости изменения действующего нормативного регулирования, которое должно осуществляться на принципах технологической нейтральности во всех сферах от выделения частот и лицензирования до оказания услуг связи конечным потребителям.

В частности, Рабочая группа предложила основные принципы для разработки концепции системы межоператорского взаимодействия. Такой способ бы базировался на технологически нейтральных принципах и стимулировал бы операторов к снижению цен на взаиморасчеты, управление маршрутизацией трафика наиболее оптимальным способом. В конечном итоге это способствует снижению потребительских тарифов.

Одновременно Рабочая группа предложила сократить количество лицензий на право оказания услуг связи (до 3-5). Также необходимо разработать единые Правила оказания услуг связи с сопоставимыми правами и обязанностями участников рынка в той части, когда это не обусловлено технологией оказания услуги. Нужно внести изменения в действующий Порядок построения сетей электросвязи, учитывающий современное развитие отрасли связи, введение переносимости номера как на сетях сотовой, так и на сетях местной фиксированной связи.

Рабочая группа считает важным на настоящем этапе определить основные принципы сетевого нейтралитета (отсутствие дискриминации в отношении приложений, сервисов и технологий), что становится особенно актуальным в период взрывного роста трафика, передаваемого по сетям связи (как подвижным, так и фиксированным).

Для защиты потребителей в местностях, где конкуренция не развита, Рабочая группа предлагает усовершенствовать механизм универсальных услуг электросвязи: универсальные услуги связи – передача голоса и доступ к сети Интернет — могут быть оказаны с применением любых служб и технологий. Оптимальность одного из способов должна определяться применительно к конкретному поселению. Рабочая группа считает, что право на телекоммуникационные услуги в удаленных, труднодоступных местностях должно реализовываться с качеством, сопоставимом с качеством в регионах с развитой конкуренцией. В связи с этим универсальные услуги связи должны быть постепенно переведены на систему оказания универсальных услуг с использованием индивидуальных абонентских терминалов.

«Мы должны разработать систему, которая обеспечит доступность современных технологий связи всем пользователям, высокую степень проникновения широкополосного доступа, свободного развития технологий и технологической нейтральности, а значит, создать все необходимые условия для цифрового равенства», — отмечает заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

 

Источник ФАС России