РОСПОТРЕБИНФОРМ

Белорусское общество потребителей готовится к Всемирному дню прав потребителей

_/

Белорусское общество потребителей готовится к Всемирному дню прав потребителей

10.03.2013

Пресс-релиз

ОО «Белорусское общество защиты потребителей»

 

Всемирный день прав потребителей впервые отмечался 15 марта 1983 года через двадцать лет после исторической речи Президента США Джона Ф. Кеннеди.

 «Потребители –  это все мы» – сказал Кеннеди в 1962 году.

 «Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».

Кеннеди провозгласил четыре права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым правам были добавлены еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. На сегодняшний день есть восемь общепризнанных прав потребителей. И каждый год 15 марта мировая потребительская общественность отмечает Всемирный день прав потребителей.

С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День прав потребителей – 15 марта. День прав потребителей совпадает еще с одним государственным праздником в Беларуси – Днем конституции.

Всемирная организация потребителей (Consumers International), членом которой является Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», по сложившейся традиции каждый год определяет тематику Всемирного дня  потребителей. В этом году этот день проходит под девизом «Потребительское правосудие сегодня» («Consumer Justice Now!»).

Хотя с момента образования потребительских организаций прошло более пятидесяти лет и механизм судебной защиты прав потребителей, казалось бы, действует исправно, но все-таки существуют проблемы в судебной защите потребителей.

С момента принятия первого Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» прошло уже почти двадцать лет. Многие моменты судебной защиты потребителей обобщены, наработана огромная практика судебного разрешения споров, но все-таки остаются слабые места. И особенно это четко обозначилось, начиная с августа 2012 года,  с момента принятия  изменений и дополнения в Закон «О защите прав потребителей», как-то: 

  • Невозмещение понесенных расходов обществ потребителей,  как на стадии досудебного урегулировании спора, так и по участию представителя в судебном заседании.
  • Парадоксальные ситуации складываются при заключении мировых соглашений  в судах, в результате которых ущемляются интересы обществ потребителей, нарушаются права юридически заинтересованных в исходе дела лиц.

Складывающаяся практика по не возмещению затрат влечет за собой задолженности у обществ потребителей по оплате аренды, коммунальным платежам,  несвоевременным выплатам заработной платы и отчислений обязательных платежей в бюджет.

  • Как показывает судебная практика, дела по защите прав потребителей относятся к числу наиболее длительных по рассмотрению, при этом одной из главных причин является отсутствие специализации среди судей, назначение чрезмерного количества экспертиз, длительность их проведения, хотя в большинстве случаев вопросы относятся не к области специальных знаний, а юридической оценке спора.
  • Существует огромная проблема  в исполнительном производстве по исполнению решений судов.
  • Есть еще противоречия при рассмотрении споров по одному и тому же виду договора, к примеру, обязательного страхования. В одном случае  применяется Закон «О защите прав потребителей», в другом  — выносится  решение с указанием, что на данные правоотношения Закон не распространяется. Причем оба решения пройдут вышестоящие судебные инстанции и будут признаны законными и обоснованными.

Аналогичная тенденция наблюдается  и по спорам, связанным с качеством выполненных работ, осуществлением строительства через ЖСПК, УКСы, когда 100% финансирование осуществляется потребителями, а договор строительного подряда заключается генеральным подрядчиком с ЖСПК либо УКСом. Отказ с мотивацией отсутствие прямого договора между потребителем и генеральным подрядчиком.

В этих условиях чрезвычайно важна роль Верховного Суда, который должен обобщать судебную практику и давать рекомендации нижестоящим инстанциям, тем самым обеспечивая ее единообразие.

Объединение обычно к 15 марта подводит итоги своей деятельности  за год.  В ОО «БОЗП» и его организационные структуры в 2012 году обратилось около 24 тыс. потребителей, из них более чем  1900 потребителям осуществлялась досудебная и судебная защита. По нашей инициативе пополнены местные бюджеты (1млрд. 396млн.руб.), в т.ч. бюджет Минска более 694 млн. руб.

В канун Всемирного дня прав потребителей мы должны оглянуться назад и понять, чего мы достигли в сфере судебной защиты прав и интересов потребителей, что нам не удалось сделать, и что еще предстоит.

 

Тел.8 0172629608

E-mail:potrebitel@nsys.by

http://potrebitel.nsys.by

 

 

Пресс-служба СПРФ

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

Яндекс.Метрика