Альбина Сотникова: Разрешить конфликт в досудебном порядке — главная задача Орловского областного общества потребителей

_/

Альбина Сотникова: Разрешить конфликт в досудебном порядке — главная задача Орловского областного общества потребителей

13.02.2013

О том, как грамотно защищать свои права потребителя, о новом в законодательстве рассказала председатель областного общества защиты прав потребителей Альбина Сотникова.

— Альбина Викторовна, по каким вопросам чаще всего обращались с жалобами орловцы в областное общество защиты прав потребителей в минувшем году?
— Мы провели мониторинг обращений к нам жителей области и сделали такие выводы. Жалобы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства впервые вышли на второе место. На первом месте уже не первый год — вопросы качества обуви. Причем как дорогой, «бутиковой», обуви, так и «бюджетной». На третьем месте — сотовые телефоны. Это объяснимо, ведь сейчас каждый из нас — активный пользователь сотовой связи. К примеру, за 2012 год к нам поступило почти 900 жалоб-обращений по мобильным телефонам!
— А в чем, собственно, проблема?
— Потребителям надо знать, что вступили в силу новые требования к технически сложным товарам. И самое главное, что в этот список вошли сотовые телефоны с сенсорным управлением. Если сотовый телефон будет с сенсорным управлением и после покупки телефона прошло более 15 дней, отказаться от первого ремонта при неполадках будет невозможно, т.е. его уже нельзя заменить или вернуть деньги. Произошли серьезные изменения в законодательстве: постановлением Правительства РФ расширен перечень технически сложных товаров, на которые не распространяются требования о возврате или замене после 15 дней. Если раньше он ограничивался 7 пунктами, то с ноября прошлого года их уже 12. Если телефон кнопочный, то  потребитель может потребовать от продавца исполнения 4 пунктов: заменить, уменьшить стоимость, отремонтировать или  вернуть деньги. 
— Все ли претензии по товару предъявляются продавцу?
— Если проявление дефекта произошло в гарантийный срок, то потребитель предъявляет претензии к продавцу, если по истечении гарантийного срока — к заводу-изготовителю. Хочу подчеркнуть: при покупке товара длительного пользования необходимо обязательно узнавать изготовителя и его адрес. Если он находится за пределами России, то обязательно надо знать уполномоченную организацию в России, то есть дилера, который является распространителем данного товара, который обязан принимать решение по претензиям потребителя. Продавец не имеет права отказывать в предоставлении этой информации покупателю. Более того, в случае отказа потребитель имеет право расторгнуть договор и вернуть свои деньги, даже если в товаре не выявился никакой недостаток.  Эти нормы закона обязаны соблюдать и рыночные торговцы. 
— Что еще нового появилось в законодательстве?
— Летом вышло постановление пленума Верховного суда. Это документ, который стал для нас, можно сказать, революционным. В нем впервые предлагается подробная расшифровка существенных недостатков товара. Этого нигде раньше не было. Постановление посвящено толкованию ряда вопросов, возникающих в потребительских спорах. Предыдущий подобный документ был принят 18 лет назад! 
— Как происходит ваше общение с потребителями?
— Мы работаем с потребителем по «горячей линии», на личном приеме, даем консультации по сотовому телефону. Могу сказать, что любой потребитель может смело звонить мне на сотовый телефон 8-919-265-40-66. В этом году мы выпустили обновленный справочник потребителя. В доступной форме там освещены все вопросы по торговле, бытовым  и  ЖКХ-услугам. Здесь имеются и формы заявления для написания претензий. К слову сказать, за время нашей работы с 1991 года было выпущено шесть таких  справочников.
— Кроме работы с обращениями какая работа проводится вашими специалистами с потребителями?
— Один из наших главных приоритетов — работа с подрастающим поколением. Несколько раз в месяц я и наши специалисты проводим занятия в школе юного потребителя. Это специальные уроки в школах региона. Я начинаю всегда урок так: «Дети, кем бы вы ни были — юристами, экономистами, олигархами, сантехниками, запомните: всю жизнь вы будете потребителями. Поэтому закон о защите прав потребителей должны знать все». Кстати, в этом году наша «Азбука юного потребителя» получила президентский грант. Также в этом году областное общество защиты прав потребителей вошло во Всероссийский реестр социально значимых общественных некоммерческих организаций, которые работают для улучшения социального климата в регионе. То есть правительство выделило нас из других организаций по своей значимости.
— Многим  потребителям удается выиграть в судах процессы?
— Слава Богу, до суда доходит всего 4 процента. Мы стараемся разрешать конфликты до суда. Это наша главная задача. 
— Как вы считаете, мнение вашего общества авторитетно среди предпринимателей?
— Как ни странно звучит, но для меня самая лучшая оценка — это когда приходит потребитель и рассказывает, что продавцы ему советуют к нам… не приходить! Мол, куда вы пошли, там никто вам не поможет. Ведь если бы продавцы советовали идти к нам, это было бы подозрительно. Боятся — значит, уважают. А вообще, я хочу похвалить орловских предпринимателей. По сравнению с былыми временами конфликты стали разрешаться гораздо быстрее. Значит, не только потребитель становится грамотнее.

Источник EPRESSA.SU

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.

# Яндекс.Метрика